В российских школах необходимо внедрять переводные экзамены, которые будут фиксировать уровень усвоенных учениками знаний, заявил глава Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев. По его мнению, дидактика требует, чтобы на финише учебного процесса был экзамен. Опрошенные RT эксперты предположили, что подобная нагрузка на детей может оказаться излишней, а также что этот вопрос стоит оставить на усмотрение руководства школ.
Глава Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев выразил мнение, что в российских школах необходимо внедрять переводные экзамены, которые будут фиксировать уровень усвоенных учениками знаний.
Фадеев рассказал, что пришёл к соответствующему выводу на основании бесед с выдающимися директорами и педагогами.
«По итогам дискуссий с выдающимися директорами и педагогами я считаю, что надо постепенно внедрять переводные экзамены из одного класса в другой, за исключением девятого и 11-го, где сдают ОГЭ и ЕГЭ, потому что экзамен является составной частью учебного процесса. Об этом как-то забыли, к экзамену относятся как к какой-то пытке», — цитирует Фадеева ТАСС.
По его словам, дидактика требует, чтобы на финише учебного процесса был экзамен.
Комментируя инициативу Фадеева, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук и член-корреспондент РАО Евгений Ямбург в беседе с RT высказал мнение, что введение всеобщих переводных экзаменов в школах станет излишней нагрузкой для детей.
«Я думаю, что, в общем, это перегрузка детей», — заявил Ямбург.
Собеседник RT предположил, что современные методы контроля знаний уже позволяют оценивать качество обучения по основным предметам без необходимости дополнительных экзаменов.
Также на russian.rt.com «Завершается работа»: Кравцов анонсировал введение единого расписания уроков в российских школах
Наряду с этим Ямбург предположил, что возвращение к переводным экзаменам — это ностальгия по прошлому.
Председатель профсоюза «Учитель», преподаватель истории и обществознания Дмитрий Казаков в беседе с RT заявил, что школы должны сами решать, необходимы ли им всеобщие переводные экзамены.
«Никаких универсальных, единых правил быть не может. Школы разные, контингенты разные, задачи разные. Где-то эти переводные экзамены существуют, а где-то их нет», — отметил он.
По словам специалиста, необходимо предоставить школам право самостоятельно решать этот вопрос.
«Педагогические коллективы и родительские сообщества должны сами решать, делать эти переводные экзамены или нет», — подытожил он.
В интервью сайту kp.ru парламентарий рассказала, что такая мера не должна понизить качество образования или стимулы к учёбе.
«Наоборот, когда ребёнок выбрал для себя рабочую специальность, не нужно заставлять его сдавать сразу четыре экзамена. Если парень или девушка хотят идти в колледж, достаточно оценить общий уровень знаний», — отметила депутат.
А на новом месте обучения студенты получат все необходимые профильные знания и навыки, добавила Абрамченко.
Она также упомянула официальные данные Рособрнадзора, согласно которым ежегодно порядка 100 тыс. детей по всей стране не сдают ОГЭ.
«То есть они после девятого класса выбывают из школы и не попадают в колледжи. Просто идут на улицу», — уточнила парламентарий. По её словам, зачастую такие подростки зарабатывают в теневом секторе экономики. Однако такое в цивилизованном мире недопустимо, считает Абрамченко.
Она подчеркнула, что у каждого ребёнка должна быть возможность найти своё место в жизни и получить профессию.
Комитет Госдумы по просвещению одобрил поправку, согласно которой школьники из 12 регионов РФ должны будут набрать определённый…
Целью эксперимента является «предоставление дополнительных возможностей лицам, освоившим образовательные программы основного общего образования, для получения среднего профессионального образования, а также удовлетворение потребности рынка труда субъектов РФ, участвующих в эксперименте, в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена».
Согласно документу, для продолжения обучения в техникуме или колледже выпускники девятых классов в экспериментальных регионах смогут сдать экзамены только по русскому языку и математике. При этом те, кто захочет продолжить обучение в 10—11-х классах, должны будут сдать на ОГЭ два обязательных предмета и ещё два — по выбору.
Наряду с этим выпускники девятых классов 2025 года, которые обучаются в Москве, Санкт-Петербурге или Липецкой области и которые на ОГЭ не наберут установленный минимум для продолжения учёбы в школе, смогут поступить в колледжи на программы среднего профессионального образования своего региона на бюджетные места в приоритетном порядке.
Согласно нововведению, власти каждого из трёх субъектов установят свой перечень предметов, результаты ОГЭ по которым будут учитываться при приёме в 10—11-е классы, а также введут свои минимальные значения результатов этих экзаменов.
Наряду с этим участники эксперимента смогут сами устанавливать перечень профессий, на обучение по которым в колледжи будут принимать вне зависимости от результатов ОГЭ. Учитываться будет только наличие аттестата об основном общем образовании.
Эксперимент проводится до 31 декабря 2025 года, за его ходом будут следить региональные власти вместе с правительством РФ, они же впоследствии оценят результаты исследования. Предварительный отчёт о проведении эксперимента должен быть представлен в Госдуму не позднее 10 декабря.