На Международной выставке «Иннопром-2025» впервые продемонстрирован тяжёлый беспилотник-амфибия «Меридиан» грузоподъёмностью до 700 кг. Об этом сообщает разработчик БПЛА — Центр автономных роботизированных систем. Дрон будет доставлять медикаменты, технику и другие товары в сложных погодных и географических условиях. В случае необходимости «Меридиан» может применяться при отсутствии взлётно-посадочных полос, а также садиться на воду. Кроме того, сейчас в России реализуются сразу несколько проектов в сфере беспилотной аэрологистики. По мнению экспертов, использование грузовых БПЛА улучшит транспортную доступность удалённых регионов и повысит качество жизни местного населения.
Центр автономных роботизированных систем (ЦАРС) впервые представил широкой публике тяжёлый грузовой беспилотник-амфибию «Меридиан». Макет уникального БПЛА демонстрируется на стартовавшей 7 июля Международной промышленной выставке «Иннопром-2025». Об этом сообщается в пресс-релизе предприятия.
Как утверждает разработчик, «Меридиан» — первая на российском рынке амфибийная беспилотная система самолётного типа. Такая конструкция оптимальна для применения «в сложных погодных и географических условиях, а также в условиях деградации полётной инфраструктуры».
«Она (амфибийная беспилотная система. — RT) позволит сократить расходы на логистику, обслуживание и эксплуатацию традиционных средств транспорта. Кроме того, применение беспилотников позволяет избежать рисков, связанных с работой людей в опасных условиях, особенно с учётом устаревания парка авиации общего назначения», — заявил официальный представитель ЦАРС.
«Меридиан», способный перевозить грузы массой до 700 кг, можно использовать в отсутствии взлётно-посадочных полос и приводнять при необходимости, добавили на предприятии.
«Беспилотная воздушная система «Меридиан» предназначена для воздушной транспортировки различных грузов массой до 700 кг — медикаментов, техники и других товаров — в труднодоступные районы, включая территории арктической зоны России», — отметили в ЦАРС.
Российская группа компаний «Беспилотные системы» продемонстрировала на выставке IDEX 2025 в Абу-Даби линейку беспилотников Supercam….
Помимо грузоперевозок, беспилотник-амфибию можно применять для всесезонного дистанционного мониторинга земной, водной и ледовой поверхности, сбора и передачи полученных данных и поисково-спасательных работ.
На сайте Центра автономных роботизированных систем сообщается, что «Меридиан» способен доставлять грузы в удалённые и малые населённые пункты. Полёты могут выполняться без функционирования GPS/ГЛОНАСС. Объём грузового отсека БПЛА составит до 5,5 куб. м.
Как пояснил в беседе с RT эксперт компании EXPO.UAV Дмитрий Дацыков, беспилотники-амфибии наиболее актуальны для регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока, где есть обширные труднодоступные районы и водные пространства.
«Однозначно можно сказать, что если беспилотник-амфибия пойдёт в серийное производство, то будет востребованной транспортной машиной, причём почти на всей территории нашей страны. Такие БПЛА способны частично заменить малую авиацию и пригодятся там, где по разным причинам не всегда возможно использовать вертолёты», — рассказал Дацыков.
«Мощь и выносливость»
Ещё один проект тяжёлых транспортных БПЛА для аэрологистики, в том числе в труднодоступных регионах России, реализует компания «Летающие грузовики». В настоящее время она создаёт два беспилотника — WingedBull 01XS и WingedBull 01XL грузоподъёмностью 250 и 750 кг соответственно. Англоязычное название перспективных дронов было выбрано для их продвижения на зарубежном рынке.
«WingedBull переводится как «крылатый бык». Бык — символ мощи и выносливости. Наши БПЛА будут именно такими», — заявил в интервью RT генеральный директор «Летающих грузовиков» Антон Блик.
«Крылатые быки» будут выполнены по схеме с вертикальным взлётом и посадкой. Значительную поддержку проекту оказывает «Национальная технологическая инициатива» (НТИ).
Первоочередной задачей «Крылатых быков» станет логистическое обслуживание удалённых месторождений в Арктике, Сибири, на Дальнем Востоке. Сейчас грузы туда доставляются вертолётами, колёсным и гусеничным транспортом.
По расчётам компании, эксплуатация «Крылатых быков» обойдётся значительно дешевле вертолётов, включая легендарный Ми-8. Например, WingedBull 01XS оптимально подойдёт для ежедневных доставок, WingedBull 01XL будет востребован для менее частых перевозок. Как полагает Белик, «Крылатые быки» смогут перевозить до 90—96% всей товарной номенклатуры заказчиков.
«Никаких существенных эксплуатационных трудностей не ожидается. Для взлёта и посадки потребуется асфальтированная или грунтовая площадка, способная выдержать давление обычного автомобиля. Приземление происходит автоматически — WingedBull будет ориентироваться на датчик, расположенный по центру площадки», — сказал Белик.
«Крылатые быки» адаптируют под полёт в автономном режиме. На борту БПЛА появится навигационный комплекс, включающий блок ГЛОНАСС/GPS, инерциальная система навигации, система автоматического видеораспознавания местности.
«Отслеживание полёта будет происходить по радиомаяку и блоку космической связи. Оператор всегда имеет возможность вмешиваться в управление беспилотником. Один оператор будет контролировать работу одного дрона, но технически нет препятствий для налаживания системы, при которой один оператор сможет контролировать десять «быков», — рассказал Белик.
Дальность полёта обоих WingedBull составит 700 км, крейсерская скорость — 400 км/ч. «Быки» будут летать на бензине АИ-95 и использовать энергию электродвижения. В небо БПЛА должны подняться в 2026 году.
По аналогичной с «Крылатыми быками» аэродинамической схеме выполнена беспилотная авиационная система OG-25 компании «БАС Глори Эйр». Как утверждает разработчик, по совокупности лётных и технических характеристик дрон не имеет аналогов в мире.
Дальность полёта с полезной нагрузкой может достигать 200 км, крейсерская скорость — 100 км/ч, максимальная продолжительность пребывания в воздухе — 3,5 часа, время развёртывания БПЛА — 15 минут, эксплуатационный ресурс — свыше 500 взлётов/посадок.
На OG-25 установлено пять электрических двигателей — четыре для вертикального взлёта и посадки и один маршевый. К достоинствам БПЛА компания относит экономичность в эксплуатации, ценовую доступность, компактность и лёгкость в транспортировке. Беспилотник может применяться при температуре от —35 до +45 °С и устойчив к незначительным осадкам.
Над рядом инновационных проектов в сфере беспилотной аэрологистики работает группа компаний «Аэромакс». Предприятие развивает широкий спектр транспортных БПЛА и уже реализовало несколько разработок для «Почты России» и «Газпром нефти».
Как полагают в «Аэромаксе», при доставке грузов на большие расстояния целесообразно использовать самолётные БПЛА. Однако для них требуется создавать инфраструктуру и оснащать дроны грузовым отсеком.
К преимуществам вертолётной схемы компания относит хорошую грузоподъёмность, возможность комбинации крепления грузов, а также взлёт и посадку на малоподготовленные площадки. В то же время у беспилотных вертолётов высокий удельный расход топлива, и они достаточно сложны в управлении.
БПЛА гибридной схемы, с точки зрения специалистов «Аэромакса», рационально использовать для доставки грузов небольшой массы — от 1 до 10 кг. Среди достоинств таких транспортных беспилотников — высокая скорость, большая дальность полёта, тогда как более жёсткие требования по ветроустойчивости и сниженную весовую отдачу можно отнести к недостаткам.
Если же необходимо постоянно доставлять лёгкие грузы на нескольких коротких маршрутах (до 30 км), то для этого оптимально подходят дроны, выполненные по мультикоптерной схеме. Эти БПЛА отличает простота конструкции. В то же время у них низкая скорость, и в воздухе они могут находиться около 30 минут.
В сложных условиях
Дмитрий Дацыков полагает, что развитие беспилотной аэрологистики позволит решить массу проблем со снабжением месторождений, буровых платформ и удалённых населённых пунктов. Кроме того, БПЛА способны летать в сложных погодных условиях, когда возрастает риск для экипажей традиционной авиатехники.
«БПЛА вполне способен «трудиться» в таких условиях, когда коммерчески нецелесообразно или опасно применять пилотируемую авиацию. В этом заинтересованы нефтяные, газовые и другие добывающие компании. Есть и очевидный гуманитарный аспект — для жителей удалённых населённых пунктов снизится стоимость услуг и товаров народного потребления. Естественно, это только улучшит качество их жизни», — рассказал Дацыков.
В комментарии RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров выразил уверенность, что беспилотная аэрологистика будет актуальной не только для труднодоступных регионов, но и для европейской части РФ.
«Рынок логистики стремительно развивается, и БПЛА способны придать ему новый импульс. Транспортные беспилотники востребованы как в труднодоступных районах, так и на территориях, где есть разветвлённая сеть дорог», — заключил Гусаров.