«Ростех» передал МЧС России первую партию гусеничных снегоболотоходов ТМ-140. Эти машины предназначены для работы в Чукотском автономном округе. Как отмечают в госкорпорации, вездеходы от Курганмашзавода отличаются надёжностью и высокой проходимостью. В частности, они могут преодолевать водные преграды. Модульная конструкция ТМ-140 позволяет устанавливать различное оборудование. Эксперты отмечают, что поставка ТМ-140 существенно расширит возможности экстренных служб на Крайнем Севере.
Госкорпорация «Ростех» передала МЧС РФ первую партию гусеничных вездеходов ТМ-140, сообщили в пресс-службе компании.
«Холдинг «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех» поставил МЧС России первую партию гусеничных вездеходов ТМ-140. Машины предназначены для работы на Крайнем Севере — в Чукотском автономном округе. Техника изготовлена на Курганмашзаводе», — говорится в пресс-релизе.
Как отмечают в госкорпорации, снегоболотоходы Курганмашзавода отличаются надёжностью и неприхотливостью.
«Машины этого типа не раз показывали себя в деле. Например, вездеходы прошли подконтрольную эксплуатацию в условиях Крайнего Севера. Испытания подтвердили высокую проходимость ТМ-140, а также надёжность и эффективность работы при низких температурах. Сегодня по контракту с МЧС России поставлены первые машины. До конца года предприятие планирует передать заказчику ещё несколько партий вездеходов», — рассказали в «Ростехе».
В прошлом году ТМ-140 был испытан на учениях МЧС «Безопасная Арктика — 2023», в ходе которых он прошёл более 1,6 тыс. км по территории Республики Коми, Ненецкого и Ямало-Ненецкого АО. Ранее этот вездеход стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров России», войдя в золотую сотню.
Модульный снегоболотоход
По словам разработчиков, снегоболотоход ТМ-140 обладает высокой проходимостью и может преодолевать пересечённую местность с уклонами и подъёмами до 30 градусов, а также плавать со скоростью 4 км/ч. Эти характеристики значительно расширяют возможности спасателей во время эксплуатации машин в труднодоступных районах, подчёркивают конструкторы.
Согласно данным «Ростеха», грузоподъёмность ТМ-140 достигает 4 т при запасе хода 550 км (с дополнительными топливными баками — до 870 км). В свою очередь, на сайте одного из дистрибьюторов этой техники сообщается, что длина машины составляет 7,8 м, а ширина — 3,1 м. Она оснащается турбодизельным двигателем ЯМЗ-236Б-2 мощностью 250 л. с. с шестиступенчатой трансмиссией. Диапазон внешних рабочих температур ТМ-140 варьируется от -40 °C до +40 °C.
В РФ создаётся лёгкий гусеничный транспортёр для российских военных подразделений в Арктике. Об этом сообщил начальник Главного…
Моторный отсек расположен позади пассажирской кабины, в нём предусмотрено место для двух человек. Кроме того, в отсеке располагается автономный отопитель, который необходим на случай проведения ремонтных работ во время рейса. В пассажирской кабине с панорамным остеклением расположены семь комфортных сидячих мест и три спальных.
Уровень шума в ТМ-140 сопоставим с грузовым автомобилем, говорят в «Ростехе», благодаря чему экипаж может общаться, не повышая голоса.
Вездеход выполнен по модульной схеме — на универсальную платформу можно устанавливать различные блоки и технологическое оборудование, например жилой отсек, ремонтную мастерскую со станками (для этого из моторного отделения предусмотрен вывод вала мощности) или бурильно-крановый блок. Такая конструкция позволяет быстро адаптировать машину для специальных задач.
Все модули имеют возможность автономного жизнеобеспечения и оснащаются двухконтурными системами отопления (от двигателя вездехода и собственного), дизельными электростанциями с переносными светильниками, а также цистернами для питьевой воды и топлива.
ТМ-140 с транспортным отсеком может применяться для перевозки вахтовиков, аварийных бригад, геологоразведочных партий и обеспечения других логистических потребностей в условиях затруднённой проходимости.
В свою очередь, версия с краном позволяет проводить высотные работы при строительстве, ремонте или эксплуатации ЛЭП, линий связи и контактных сетей, ремонте и обслуживании зданий, мостов, а также портовой и аэродромной инфраструктуры в северных регионах России.
Помимо МЧС, ТМ-140 уже используют десятки других российских заказчиков, в том числе нефте- и газоперерабатывающие компании, предприятия геологоразведки и муниципального обслуживания в районах Крайнего Севера. Среди эксплуатантов вездехода можно выделить такие крупные организации, как «Газпром», «Транснефть», РЖД и «Россети».
«Послужат для спасения людей»
Стоит отметить, что вездеходы Курганмашзавода уже применялись для оказания помощи пострадавшим от стихийного бедствия в апреле этого года в Курганской области.
«Весной машины этого типа помогали людям из населённых пунктов Зауралья, пострадавшим от наводнения. Вездеходы доставляли воду и продукты в деревни Курганской области и были готовы эвакуировать людей в случае опасности», — рассказали в пресс-службе «Ростеха».
По словам экс-начальника центра по проведению спасательных операций особого риска МЧС России, заслуженного спасателя РФ Николая Вдовина, поставка ТМ-140 расширит возможности подразделений экстренных служб. Аналитик отметил, что российская техника этого типа всегда отличалась новаторством и высокотехнологичным оборудованием.
«Закупка такой техники, как ТМ-140, говорит о её востребованности. Эти вездеходы займут достойное место в парке техники и оборудования МЧС России и послужат для спасения людей», — отметил собеседник RT.
Специалист добавил, что сфера применения ТМ-140, учитывая модульную конструкцию вездехода, может быть достаточно широка.
«Эту технику можно использовать в самых разных ситуациях. Возможности её дооборудования и дооснащения позволяют выполнять широкий спектр задач в условиях Крайнего Севера», — резюмировал Николай Вдовин.