«Росэлектроника» поставит цифровой телекомплекс с высокой радиационной стойкостью для строящегося атомного ледокола «Россия», сообщила пресс-служба компании. Эта аппаратура позволит контролировать технологические процессы в отсеке реактора и осуществлять визуальный мониторинг его состояния. «Россия» станет первым кораблём проекта 10510 «Лидер». Как ожидается, по своим возможностям ледокол будет значительно превосходить существующие суда этого класса. По словам аналитиков, обновление ледокольного флота необходимо России для развития Северного морского пути.
Холдинг «Росэлектроника» (входит в госкорпорацию «Ростех») оснастит новейший атомный ледокол «Россия» цифровым телекомплексом с высокой радиационной стойкостью. Как сообщается в пресс-релизе компании, эта аппаратура предназначена для контроля технологических процессов в отсеке реактора, а также для визуального мониторинга его состояния.
В состав комплекса, разработанного НИИ телевидения, входит радиационно стойкая камера, способная работать при мгновенном гамма-излучении до 2 мрад/час или накопленном — до 200 мрад. Объектив собственной разработки предприятия позволяет получать цветное и чёрно-белое изображение с разрешением не менее 1 тыс. телевизионных линий при температуре окружающей среды до 120 °C.
Камера получила новый герметичный корпус с дополнительными светильниками для работы в условиях недостаточной видимости.
«Небольшие габариты и оптика с устойчивыми к гамма-излучению объективами позволяют нашей системе точно контролировать происходящие в опасной зоне процессы и оперативно принимать решения в случае возникновения экстренных ситуаций. В настоящий момент предприятие готово предложить такие радиационно стойкие комплексы и для строящихся ледоколов проекта 22220», — рассказал генеральный директор НИИ телевидения Алексей Никитин.
«Единственный в своём роде»
Напомним, «Россия» — это головной ледокол проекта 10510 «Лидер». Его строительство началось в 2020 году на верфи «Звезда» в Приморском крае. Как сообщается на сайте предприятия, атомоход предназначен для обеспечения круглогодичной проводки коммерческого флота по Северному морскому пути.
«Звезда» строит корабль в кооперации с другими предприятиями. Так, северодвинский центр судоремонта «Звёздочка» занимался проектированием валопровода (механизм, передающий вращающий момент от двигателя к гребному винту). В свою очередь, реакторная установка «РИТМ-400» создаётся предприятиями «Росатома».
По информации «Росатомфлота», длина нового ледокола составит 209 м, наибольшая ширина — 47,7 м, водоизмещение — около 69,7 тыс. т при осадке по конструктивной ватерлинии. Атомоход оснащён двумя атомными реакторами типа «РИТМ-400», четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями.
Реактор «РИТМ-400» в 1,8 раза мощнее установки «РИТМ-200», которая сейчас используется на ледоколах проекта 22220 «Арктика». Такое увеличение мощности повышает эксплуатационные характеристики «Лидера», отмечают в «Росатоме».
В частности, суммарная мощность энергоустановок ледокола в 120 МВт позволит «России» преодолевать льды толщиной более 4 м со скоростью 2 узла (около 3,7 км/ч), в то время как предельная толщина льда для «Арктики» составляет 2,8—2,9 м. Двухметровый лёд «Лидер» сможет проходить со скоростью до 12 узлов (22,22 км/ч), а на чистой воде и при состоянии моря и ветра не выше 2 баллов скорость судна будет достигать 23 узлов (42,6 км/ч).
Как сообщил в мае этого года первый вице-премьер Денис Мантуров, ледокол «Россия» должен быть передан флоту к 2030 году. По его словам, это самый мощный ледокол, который сегодня строится на «Звезде», и «единственный в своём роде в мире». Ожидается, что после ввода в эксплуатацию корабли серии «Лидер» станут основой российского ледокольного флота нового поколения.
По мнению кандидата физико-математических наук полярника Виктора Боярского, реализация проекта «Лидер» станет заметным шагом вперёд для отечественного кораблестроения.
«Это качественное движение вперёд в истории ледоколостроения. По мощности и своим возможностям «Лидер» будет превосходить существующие сейчас суда», — сказал специалист в комментарии RT.
«Национальная транспортная магистраль»
Параллельно с реализацией проекта 10510 в России продолжается строительство современных ледоколов серии 22220. К настоящему моменту в эксплуатации находится три атомохода этого типа — «Арктика», «Урал» и «Сибирь». На ледоколе «Якутия» проходят швартовые испытания, а корабль «Чукотка» готовится к спуску на воду.
В январе этого года президент России Владимир Путин дал старт строительству ледокола «Ленинград» и сообщил о планах заложить в 2025-м седьмой корабль серии под названием «Сталинград».
«Сейчас ледоколы типа «Арктика» — самые современные не только в России, но и в мире. Кроме нас, никто такие корабли не строит. В свою очередь, «Лидер» станет флагманом нашего ледокольно-атомного флота в Арктике», — пояснил в разговоре с RT военный эксперт капитан 1-го ранга в запасе Василий Дандыкин.
По словам аналитиков, развитие атомного ледокольного флота отвечает долгосрочным стратегическим интересам России в Арктике.
Новейший дизель-электрический ледокол «Евпатий Коловрат» завершил межфлотский переход и прибыл в Петропавловск-Камчатский, сообщили в…
«Это очень важно для обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути и отстаивания национальных интересов России в Арктике. Арктические регионы — это кладовая природных ресурсов, на шельфе сосредоточены огромные запасы углеводородов, добыча которых составляет существенный интерес для ресурсного развития нашего государства. Поэтому новое поколение российских атомных ледоколов позволит нарастить усилия в этой области и решать в Арктике задачи вне зависимости от погодных условий и времени года», — заявил RT главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
Строительство новых ледоколов будет способствовать развитию судоходства по Северному морскому пути, добавил Василий Дандыкин. Аналитик полагает, что уже в недалёком будущем этот маршрут будет востребован не только российскими, но и иностранными грузоперевозчиками, в том числе из Китая.
«У нас сейчас с каждым годом увеличивается объём отечественных грузоперевозок, которые проходят по Северному морскому пути в разных направлениях. В дальнейшем будет ещё больше. Несомненно, что к этому процессу будет привлекаться всё больше и больше стран. Особенно учитывая сложности, которые возникают на других маршрутах, например в Суэцком канале из-за действий хуситов», — отметил Дандыкин.
Аналогичного мнения придерживается и Виктор Боярский. Северный морской путь, считает специалист, может стать хорошей альтернативой существующим маршрутам.
«Если исключить движение по традиционному направлению через Суэцкий канал или вокруг Африки, то другого варианта попасть из Европы в Азию, кроме как по Северному морскому пути, нет. Этот маршрут проходит вдоль наших берегов, это наша национальная транспортная магистраль, поэтому Россия традиционно проявляет интерес к её развитию», — резюмировал эксперт.