В I квартале 2024 года российское НПП «Герань» изготовит опытный образец обновлённой роботизированной платформы БРГ-3 для эвакуации раненых и перевозки грузов, сообщил в интервью RT главный конструктор предприятия Олег Жуков. По его словам, робот получит механизм, напоминающий человеческие руки, благодаря чему модернизированный БРГ-3 сможет загружать раненых бойцов в кузов. Кроме того, платформа научится распознавать человека среди других объектов и получит купольную РЭБ для защиты от дронов противника. Также в планах предприятия — начать поставки в зону СВО пулемётной турели «Чёрная вдова» и робота БР-2, способного поддерживать штурмовые действия пехотинцев.
— Впервые о ваших разработках СМИ узнали после выставки «Интерполитех», которая состоялась в октябре 2023 года. Чем занимается предприятие, как помогает бойцам СВО?
— Наше научно-производственное предприятие работает с 2011 года, до СВО мы участвовали в различных проектах как гражданского, так и военного назначения. Сейчас компания сосредоточилась на разработке и серийном производстве наземных робототехнических комплексов (НРТК), помогающих выполнять боевые задачи, эвакуировать раненых с передовой, подвозить грузы к позициям.
На такие комплексы запрос с фронта очень высокий. Вынести пострадавшего бойца из «красной зоны» (территории, которая находится под огнём противника. — RT) — крайне непростая задача. В таких случаях всегда требуется эвакуационная команда в составе по меньшей мере от двух до четырёх человек. Плюс нужно учитывать медицинское правило «золотого часа»: после ранения, особенно тяжёлого, бойца необходимо как можно скорее передать врачам.
Что касается перевозки грузов, то сложно переоценить значение своевременной доставки боеприпасов, провианта или медикаментов бойцам в опорном пункте. Робототехника в силу своей бесшумности, мобильности и малой заметности для тепловизоров способна спасать жизни военных и обеспечивать их всем необходимым при выполнении боевого задания.
— Насколько конструкторам предприятия помог российский и зарубежный опыт производства и эксплуатации техники?
— Естественно, мы тщательно изучали информацию из открытых источников о роботизированной технике, которая есть на Западе, в Китае, Японии.
До конца текущего года тракторный завод «ДСТ-Урал» (Челябинск) передаст на испытания Минобороны России новейшую безэкипажную тяжёлую…
Например, шведская компания Husqvarna выпускает для лесозаготовительных компаний робота-помощника, который умеет ездить по пересечённой местности и подниматься на высокие склоны. Казалось бы, речь идёт о сугубо гражданской разработке. Однако те же принципы навигации и машинного зрения вполне применимы и для военных нужд.
Интересен также опыт Израиля, где очень развиты беспилотные и роботизированные технологии. Они интегрированы в армию и, судя по новостям о конфликте в секторе Газа, активно там применяются. Но в первую очередь учитываем, конечно, опыт отечественной конструкторской школы. Ведь ещё в советское время были созданы уникальные образцы робототехники, начиная с луноходов и заканчивая аппаратами, которые использовались для ликвидации последствий чернобыльской аварии.
На меня большое впечатление произвела разработка бульдозера СТР-1 на дистанционном управлении для очистки крыши третьего энергоблока ЧАЭС от радиоактивных материалов. Эта и другие безэкипажные машины на колёсном и гусеничном ходу были разработаны в кратчайшие сроки и помогли избавить многих людей от смертельно опасной работы.
Но в настоящее время главный источник идей и вдохновения — это пожелания бойцов СВО. Для нас их мнение — самая ценная обратная связь, которую сегодня может получить конструктор.
— Как работает робототехнический комплекс БРГ для перевозки раненых, который поставляется в зону СВО?
— Разработка началась задолго до СВО. С 2018 года мы выпустили десять прототипов этого НРТК, прежде чем появилась достойная рабочая модель, способная эвакуировать раненого, — БРГ-1 (боевой робот гусеничный).
Комплекс получил две версии — гусеничную и колёсную. Первую, с грузоподъёмностью 120 кг, предпочтительнее использовать для передвижения по сугробам, мёрзлому грунту, а также по бездорожью. Средняя скорость составляет 15 км/ч, по пересечённой местности — 7—10 км/ч. Быстрее ехать просто нет смысла. В зоне СВО в основном глинозём — скользкая почва, по которой машина должна ехать неторопливо.
Колёсная версия БРГ-1 разгоняется до 40 км/ч и способна перевозить груз до 200 кг. Обе модификации оснащены электродвигателем с запасом хода на 25 км. Крутящий момент, который создаёт силовой агрегат, не позволяет грязи и глине прилипать к гусеницам или колёсам и обеспечивает устойчивое сцепление с землёй.
Также в БРГ-1 есть опция, позволяющая платформе подстраиваться под скорость идущего или бегущего человека, чтобы избавить оператора от лишних переключений рычагов на пульте. Эта функция полезна, если машину сопровождает боец или группа военных.
В феврале 2024 года в России планируется зарегистрировать новый гелевый гемостатик, способный быстро останавливать массивное…
Площадка для перевозки раненого или груза имеет размер 160 × 80 см, что даёт возможность разместить бойца в лежачем положении. Машина оснащена лебёдкой и подъёмным механизмом, который предпочтительнее использовать для грузов. Для раненого этот способ несовершенен, поскольку не всегда боец в состоянии пристегнуть себя к эвакуационной петле — он может быть обездвижен или без сознания. Практика показала, что пока самое удачное решение — поместить пострадавшего на платформу вручную.
Оператор управляет комплексом по радиосигналу на расстоянии до 15 км. Параметры связи сопоставимы с теми, что интегрированы в FPV-дроны, однако применять их технологию для наземных аппаратов не стоит: неровности рельефа помешают приёму сигнала. Изначально БРГ-1 управлялась на иностранном софте, но последняя версия уже получила российское программное обеспечение, как и плату. Мы продолжаем переводить весь цикл производства полностью на нашу территорию.
— Все производители беспилотной техники стремятся вводить искусственный интеллект. Как у вас обстоят с этим дела?
— Мы не исключение. В начале 2024 года представим новую версию платформы — БРГ-3 с интеллектуальной системой. Обе модели НРТК (на колёсном или гусеничном ходу. — RT) будут оснащаться средствами РЭБ, которые обеспечат так называемую купольную защиту от дронов. Наряду с этим комплекс сможет распознать человека среди других объектов и подать соответствующий сигнал оператору. Кроме того, его грузоподъёмность увеличится до 300 кг.
Также БРГ-3 получит механизмы, похожие на руки, которые без посторонней помощи смогут погрузить раненого в кузов. Чтобы не травмировать пострадавшего, аппарат сначала переместит его на носилки, а затем на платформу. В дальнейшем мы рассчитываем научить систему отличать убитых от раненых, работая на линии фронта, и возвращаться на базу без помощи оператора и спутникового сигнала GPS/ГЛОНАСС.
Таким образом, новая версия БРГ будет оснащена машинным зрением и сможет запоминать окружающий пейзаж, ориентируясь на местности. В I квартале текущего года мы получим опытный образец, который пройдёт испытания на полигонах Минобороны. После этого можно будет говорить о серийном производстве и поставке наших модернизированных эвакуационно-грузовых платформ на фронт.
— В линейке ваших изделий есть и несколько военных разработок, в том числе турель «Чёрная вдова» и роботизированная платформа БР-2 с пулемётной установкой. Как они могут использоваться на фронте?
— Для нас эти разработки имеют второстепенное значение. Ими в большей степени занимается наша компания-партнёр, которая планирует серийно поставлять их на фронт. Все испытания на полигонах «Чёрная вдова» и БР-2 уже прошли.
«Чёрная вдова» — это огневая стационарная точка с установленным на ней ПКМ (пулемёт Калашникова модернизированный. — RT) или ПКТ (пулемёт Калашникова танковый. — RT). Турель невидима для тепловизора, управляется дистанционно на расстоянии свыше 1,5 км по радиосигналу, а также другими способами и может вести бой для отвлечения противника либо подавлять огнём позицию врага. При этом оператор находится в укрытии и с помощью установленной на «Чёрной вдове» оптики в любое время суток может наблюдать за неприятелем.
Роботизированная платформа БР-2 сделана на основе БРГ-1 и также способна перевозить грузы, раненых. Оператор может управлять данным НРТК на расстоянии до 15 км. При штурмовых действиях БР-2 оснащается пулемётной установкой или АГС (автоматический гранатомёт. — RT). В таком исполнении боевой НРТК способен первым вступить в бой, обрушив на вражескую позицию шквал огня. Тем самым робот даст наступающей пехоте возможность приблизиться к неприятелю.
Дело в том, что любой штурм начинается с массированного обстрела позиции противника. Если нет тяжёлой техники и артиллерии, то этим занимаются гранатомётчики, птурщики или пулемётчики. По нашему мнению, БР-2 способен заменить по меньшей мере одного-двух пулемётчиков. Впрочем, как лучше использовать комплекс в той или иной ситуации, всегда решают военнослужащие.
В уходящем году Россия опередила Запад по показателям оружейного производства. Об этом заявил вице-премьер, глава Минпромторга РФ…
В планах предприятия — продолжать совершенствовать БР-2. Последующие модели смогут не только полноценно участвовать в атаке на опорные пункты противника, но и занимать и удерживать их до подхода пехоты.
Также для нужд бойцов СВО мы разработали минёр БР-1. Это небольшой колёсный аппарат на электродвигателе, который также управляется дистанционно и перевозит две противотанковые мины ТМ на заданную позицию на расстояние до 20 км. Разработка оказалась очень востребованной у наших бойцов, которые используют её для отражения наступления противника.
— Следите ли вы за тем, как обстоят дела с робототехникой у ВСУ? Применяет ли её противник для эвакуации?
— Конечно, это часть нашей работы. Украинские формирования используют разные аппараты. Один из них — эвакуационная машина, которая буквально волочёт раненого по земле. Честно говоря, это выглядит жестоко: противник вообще не стесняется экспериментировать на живых людях.
Есть сообщения о колёсных роботах-камикадзе, на которых установлены тепловые датчики, реагирующие на человека и подающие сигнал на взрыв.
— Можно ли ожидать, что скоро роботизированная техника станет полноценной боевой единицей?
— За последние месяцы в СВО количество робототехнических комплексов значительно возросло. Говоря о будущем НРТК, уместно провести аналогию с FPV-дронами.
Напомню, что в первое время данной разновидностью БПЛА интересовался небольшой круг инженеров-энтузиастов и спортсменов. Однако в ходе СВО FPV-дроны превратились в эффективное средство поражения бронетехники и пехоты в укрытиях. Обе стороны конфликта выпускают, наверное, тысячи единиц в месяц и применяют их едва ли не в каждом боевом выходе.
Трудно не заметить, насколько даже за последние месяцы увеличилась частота применения робототехники, возросло её практическое значение как транспорта и средства огневой поддержки.
На мой взгляд, НРТК будет развиваться примерно по такому же сценарию, что и FPV-дроны, когда гаражные мастерские будут перерастать в серьёзные КБ с собственными производственными мощностями.
Мы придём к тому, что наземные роботизированные платформы станут полноценными боевыми единицами, которые будут массово применяться для эвакуации с поля боя, разведки, участвовать в оборонительных и штурмовых действиях.
Нюанс, пожалуй, состоит лишь в том, что НРТК — это технически гораздо более сложное изделие, чем FPV-дрон. По этой причине процесс совершенствования и повсеместного внедрения в войска, займёт, наверное, не меньше 5—10 лет.