Объединённая авиастроительная корпорация поставила Минобороны РФ партию модернизированных истребителей Су-30СМ2. Эта машина получила усовершенствованный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования и новое высокоточное оружие. Увеличилась также дальность обнаружения и опознавания воздушных целей. Ранее ОАК сообщала о передаче военным истребителей Су-35С, Су-57 и модернизированных перехватчиков МиГ-31. По словам экспертов, такая техника отвечает всем современным требованиям и позволяет ВКС эффективно решать боевые задачи в рамках СВО.
Объединённая авиастроительная корпорация передала Минобороны РФ новую партию многофункциональных истребителей поколения 4++ Су-30СМ2.
«Иркутский авиационный завод Объединённой авиастроительной корпорации (ПАО «ОАК», входит в госкорпорацию «Ростех») изготовил и передал Минобороны России новые многофункциональные истребители Су-30СМ2», — сообщили в компании.
Перед отправкой в войска авиатехника прошла необходимые наземные и лётные испытания.
Истребители Су-30СМ2 предназначены для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей противника днём и ночью, в любых метеоусловиях. Машина была создана в рамках модернизации истребителя Су-30СМ. Самолёты начали поступать в войска в 2022 году.
Как ранее рассказал в программе «Военная приёмка» главный конструктор программы Су-30 Олег Панков, внешне Су-30СМ2 идентичен модели Су-30СМ, однако у них есть ряд различий во внутреннем оснащении.
В частности, Су-30СМ2 получили усовершенствованный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. Также увеличилась дальность обнаружения и опознавания воздушных целей.
«В состав вооружения истребителей были введены новые высокоточные средства поражения воздушных, наземных и морских объектов на дальности несколько сот километров», — отмечают в ОАК.
40 лет назад в небо впервые поднялся серийный образец многоцелевого истребителя четвёртого поколения Су-27, предназначенного для…
Технические характеристики Су-30СМ2 в открытом доступе не публиковались, однако ОАК на своём сайте разместила данные об экспортной версии Су-30СМЭ. Согласно этой информации, силовая установка самолёта состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей АЛ-31ФП с форсажными камерами. Суммарная тяга на форсаже составляет 25 тыс. кгс, а скорость самолёта достигает 1,75 Маха (более 2 тыс. км/ч).
Истребитель может брать до 8 т боевой нагрузки, которая размещается на 12 узлах подвески. В арсенал машины входят ракеты «воздух — воздух» ближнего и среднего радиуса действия с инфракрасной и радиолокационной системами наведения, управляемые ракеты «воздух — поверхность» с телевизионной системой наведения, противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, управляемые и неуправляемые бомбы, а также неуправляемые авиационные ракеты. Кроме того, в распоряжении экипажа есть авиационная пушечная установка.
Как отмечает заслуженный лётчик РФ, кандидат технических наук генерал-майор Владимир Попов, одним из основных отличий самолётов Су-30 от других истребителей этого типа ОКБ Сухого (Су-27 и Су-35С) является наличие второго члена экипажа.
«Это машины с двумя лётчиками, которые делят между собой обязанности. В этом плане самолёт является уникальным. Всё-таки двухчленный экипаж имеет ряд преимуществ. Например, если что-то один лётчик упускает, то второй его подстрахует», — пояснил собеседник RT.
«Самолёты будущего»
ОАК регулярно публикует отчёты о поставках в войска и других истребителей. Так, в апреле этого года корпорация передала Минобороны новые Су-35С.
Как сообщается на сайте компании, Су-35 — это самолёт поколения 4++, в котором использованы многие решения истребителей пятого поколения Су-57.
«Новые технологии позволят обеспечить Су-35 преимущество на мировом рынке по сравнению с другими предлагаемыми многофункциональными истребителями четвёртого поколения. Новый российский истребитель создан таким образом, чтобы он мог летать и воевать в условиях, где «классические» истребители (поколения 4+) не могут вести боевые действия», — отмечают разработчики.
Предельная скорость истребителя на высоте крейсерского полёта достигает 2,25 Маха (примерно 2,7 тыс. км/ч), а максимальная высота полёта составляет 18 тыс. м.
Как и «тридцатка», Су-35С способен нести до 8 т боевой нагрузки, которая включает в себя различное ракетное и бомбовое вооружение.
Современная РЛС с фазированной антенной решёткой позволяет обнаруживать воздушные цели на удалении до 350 км, сопровождать до 30 и одновременно обстреливать в дальнем воздушном бою до восьми воздушных целей.
Помимо этого, ОАК продолжает поставлять в войска наиболее современные российские истребители — Су-57. Одна из последних партий этих машин была передана военным в декабре прошлого года.
В 2023 году разработчики сообщили, что в ОАК уже настроена поточная линия сборки Су-57 в условиях роста объёмов серийного выпуска самолётов. Также были приняты меры по устранению «узких» мест по всему циклу производства.
По сравнению с предшествующими поколениями истребителей Су-57 обладает рядом уникальных особенностей. Так, благодаря технологиям малой заметности его сложно обнаружить в радиолокационном, инфракрасном и видимом диапазонах длин волн.
Кроме того, Су-57 оснащён принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики, обладающим высоким уровнем автоматизации боевого применения и интеллектуальной поддержки экипажа.
«Су-57 — это пятое поколение, самолёты будущего. Их потенциальные возможности только исследуются и отрабатываются. Фактически проект Су-57 находится на этапе начального развития. Смысла его активно привлекать к боевым действия пока нет, потому что со всеми задачами вполне справляются истребители поколения 4++ — Су-30СМ2 и Су-35С», — отметил в беседе с RT главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
От МиГ-25 до ПАК ДП
Помимо выпуска новых самолётов, ОАК ведёт работу по модернизации и ремонту парка советских машин. Так, в июле этого года корпорация передала в ВКС РФ партию обновлённых истребителей-перехватчиков МиГ-31.
Как отмечают в ОАК, МиГ-31 — это первая отечественная боевая машина четвёртого поколения. Она была принята на вооружение в 1981 году и изначально предназначалась для уничтожения самолётов и крылатых ракет в приграничных и внутренних районах страны.
От обычных истребителей МиГ-31 отличается повышенной скоростью (3 тыс. км/ч) и возможностью работы на высоте до 21 тыс. м. На сегодняшний день эти самолёты проходят модернизацию до версии МиГ-31БМ.
На базе МиГ-31 был создан носитель гиперзвуковых ракет «Кинжал» под индексом МиГ-31К. В обоих вариантах МиГ-31 сегодня активно задействуется в ходе СВО.
«Самолёт великолепно справляется со своими задачами и соответствует всем современным требованиям. Более того, в некоторых аспектах с ним не могут тягаться более современные Су-30СМ2 и Су-35С, уступая ему в скоростных характеристиках. Хоть это и далеко не новая разработка, но по-прежнему очень актуальная», — считает Роман Гусаров.
Военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А в ходе испытаний впервые сел на грунтовую взлётно-посадочную полосу, а затем взлетел с неё,…
Стоит отметить, что ранее появлялись сообщения о разработке нового истребителя-перехватчика в рамках программы ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата). В некоторых СМИ проект называют МиГ-41. По мнению Владимира Попова, новая машина, если её создание будет доведено до конца, во многом будет напоминать МиГ-31.
«МиГ-31 стал развитием проекта МиГ-25. Скорее всего, облик ПАК ДП будет чем-то напоминать МиГ-31. При этом самолёт будет отвечать требованиям малозаметности, получит продвинутую «начинку» и расширенные боевые возможности. Его локаторы станут видеть дальше, информация и цели будут обрабатываться быстрее. Возможно, увеличатся высотность и скорость, но это во многом будет зависеть от развития технологий, материаловедения», — рассуждает специалист.
Аналитик добавил, что создание ПАК ДП — это «завтрашний день», его разработка может занять продолжительное время. В этих условиях Владимир Попов предложил задуматься о возобновлении производства МиГ-31.
«Первые экземпляры МиГ-41 могут появиться не раньше, чем через пять — восемь, а то и десять лет. А вот если возобновить сейчас производство МиГ-31, то это принесло бы только пользу», — резюмировал эксперт.