Росстандарт опубликовал изменённую версию ГОСТа Р 52289-2019 с новыми дорожными знаками и правилами их применения. Среди новых или обновлённых указателей — таблички «Глухие» и «Без пропуска», знаки «Начало полос», «Зона с ограничением остановки», «Конец зоны с ограничением остановки» и вертикальная «Стоп-линия». Добавлены новые виды знаков «Время действия», «Направление действия» и «Вид транспортного средства», а некоторые указатели теперь будут объединены на одном щите.
В России вводятся новые дорожные знаки и правила их применения. Обновлённый ГОСТ Р 52289-2019 опубликован на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ. Документ вступает в силу с 1 января 2026 года, однако региональные власти вправе применять его досрочно уже сейчас.
Среди новых указателей — табличка «Глухие», которая информирует водителей о слабослышащих или неслышащих пешеходах. Такой знак может устанавливаться у медицинских учреждений или общественных организаций.
В документе Росстандарта также демонстрируется новый знак «Начало полос». Он будет применяться для обозначения начала полос движения при одновременном увеличении их числа в попутном направлении справа и слева.
Ещё одна новая табличка — «Без пропуска» — будет размещаться для информирования о возможности дальнейшего движения в зоне действия запрещающего знака при наличии соответствующего пропуска от органов исполнительной власти. Среди других новых указателей — «Зона с ограничением остановки» и «Конец зоны с ограничением остановки».
Добавлены новые виды знаков «Время действия» и «Направление действия». Например, на указателях с ограничением работы по времени теперь будут отмечаться не только часы и дни недели, но и месяцы. Список знаков «Вид транспортного средства» пополнит указатель с изображением легкового такси.
Кроме того, несколько знаков теперь могут объединяться на одной табличке. Например, «Рекомендуемое ограничение скорости» можно будет разместить на щите с указателем «Искусственная неровность», а «Парковка» — вместе с изображением «Способ постановки транспортного средства на стоянку». Также вводится единый знак «Влажное, заснеженное (обледенелое) покрытие» — на нём объединены изображения тучи и снежинки.
Наконец, изменения коснулись знака «Стоп-линия» — он теперь может быть вертикальным.
«Более приближено к реальности»
В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы подчеркнули, что ГОСТ разрабатывался в течение трёх лет при участии специалистов центра. «Проанализировано более 1,4 тыс. предложений и замечаний к текущим версиям стандартов, поступившим от различных научных и эксплуатационных организаций», — рассказали эксперты в интервью «Коммерсанту».
По их словам, «чрезмерное» количество знаков на улицах столицы негативно сказывается на концентрации внимания водителей, а нововведение позволит демонтировать с улично-дорожной сети Москвы более 55 тыс. знаков.
«Такие изменения не только повысят безопасность, но и сделают движение более комфортным для водителей», — уверен вице-мэр Москвы Максим Ликсутов.
Нововведения в беседе с RT прокомментировал автоэксперт Дмитрий Попов. По его словам, Росстандарт внёс изменения, которые более приближены к реальности.
Автоэксперт Народного фронта, исполняющий обязанности директора Гильдии автошкол России Алексей Нестеренко дал рекомендации по…
«На щите 6.4 «Место парковки» будет размещена табличная информация — уже сейчас и так размещается. Например, платная парковка или места для инвалидов. Просто небольшая оптимизация», — объяснил Попов.
Он также подчеркнул, что изменения, внесённые в ГОСТ, «никакого значения для водителя не будут иметь, пока не появятся в правилах дорожного движения».
«Потому что участники дорожного движения должны знать и соблюдать требования правил, а не требования ГОСТа. Ничего такого особо нового нет, главное, на что надо обратить внимание, — это то, чтобы водители понимали, что на знаках изображено, и чтобы оно вошло в правила, а в правила оно раньше сентября не войдёт», — заключил собеседник RT.
Напомним, с 1 февраля 2025 года в России вступили в силу новые правила технического осмотра транспортных средств. Как рассказал RT генеральный директор Профессиональной юридической группы АИД юрист Давид Адамс, изменения направлены на ужесточение контроля за техническим состоянием автомобилей, усиление надзора за их эксплуатацией и более точную фиксацию данных в государственных информационных системах.