Президент России Владимир Путин подписал закон, направленный на защиту граждан от телефонного и интернет-мошенничества. Документ вводит комплекс мер, включая создание государственной информационной системы, самозапреты на дистанционное оформление сим-карт и звонки из-за границы. Кроме того, сообщения от «Госуслуг», включая коды подтверждения, не будут приходить во время телефонных разговоров, а операторов связи будут обязаны маркировать вызовы. Государственным служащим, работникам банков и операторов связи запрещено использовать зарубежные мессенджеры для общения с гражданами. Также банки ограничат выдачу наличных после подозрений на несанкционированные операции.
Во вторник, 1 апреля, президент России Владимир Путин подписал закон о противодействии телефонному и интернет-мошенничеству. Соответствующий документ размещён на портале официального опубликования правовых актов.
«Проблема защиты персональных данных на сегодняшний день представляется крайне актуальной, а также требует непрерывной выработки и совершенствования механизмов её решения со стороны государства», — говорилось в пояснительной записке к документу, который ранее одобрили в Госдуме и Совфеде.
Одно из главных положений закона предусматривает создание специальной государственной информационной системы (ГИС) для противодействия правонарушениям с использованием интернет-технологий. Доступ к ней получат Генеральная прокуратура, Следственный комитет, Центральный банк, кредитные организации, операторы связи, федеральные органы исполнительной власти и организации, перечень которых утвердит правительство РФ. Оператором ГИС выступит Минцифры России.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин напомнил, что с 1 апреля в РФ вступят в силу несколько законов. Одна из инициатив направлена на…
Кроме того, предусматривается целый комплекс мер. Теперь граждане могут установить на портале «Госуслуги» самозапрет на дистанционное оформление сим-карт, их нельзя будет передавать третьим лицам, за исключением близких родственников. Также россияне смогут через операторов установить самозапрет на международные звонки, спам-обзвоны и смс-рассылки.
Ещё одним важным нововведением станет тот факт, что сообщения от «Госуслуг», в том числе код подтверждения, не будут приходить во время телефонного разговора. При этом операторы связи теперь обязаны маркировать вызовы, поступающие абонентам. Устанавливается запрет для государственных служащих, работников банков и операторов связи на общение с гражданами и клиентами через зарубежные мессенджеры.
Кредитные организации и маркетплейсы смогут использовать единую биометрическую систему для аутентификации пользователей при финансовых операциях, таких как оформление микрозаймов или получение выписок из кредитных бюро. Биометрия также будет служить дополнительной защитой личных кабинетов на цифровых платформах.
Кроме того, в рамках мер по предотвращению выдачи наличных без согласия клиента банки должны ограничить выдачу через банкоматы сумм до 50 тыс. рублей в сутки на 48 часов после выявления признаков несанкционированной выдачи, а также до 100 тыс. рублей в месяц, если информация о таких операциях поступит от Банка России. В то же время клиенты смогут предоставить доступ доверенному лицу для подтверждения операций по переводу денег и снятию наличных через банкоматы.
«Все эти меры позволят уберечь граждан от действий мошенников, а также будут способствовать сохранности их денежных средств», — говорил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Мошенникам станет труднее»
Это важный шаг в борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством, которое в последние годы стало одной из ключевых угроз для финансовой и цифровой безопасности граждан, заявил RT заведующий лабораторией доверенного искусственного интеллекта РТУ МИРЭА Юрий Силаев, комментируя принятие закона.
«Закон — своевременная инициатива, но его успех зависит от качества исполнения и осведомлённости граждан. Одних запретов недостаточно — нужны образовательные программы по киберграмотности и постоянное совершенствование защиты. Если меры закона будут подкреплены технологическими и просветительскими решениями, уровень мошенничества в России действительно может снизиться», — заметил он.
По его словам, при реализации новых мер защиты населения могут возникнуть определённые проблемы, которые потребуют оперативного решения.
«Техническое внедрение требует чёткой координации между операторами связи, банками и регуляторами, мошенники могут переключиться на обходные методы вроде VoIP-звонков или фишинговых сайтов, а также важно сохранить баланс между усилением безопасности и удобством для пользователей при совершении легальных операций», — подчеркнул Силаев.
В свою очередь, эксперт в области IT и кибербезопасности, руководитель компании «Форс технологии» Борис Косарев в разговоре с RT перечислил условия, которые необходимо выполнить для успешной реализации законодательных нововведений.
По его словам, система маркировки должна быть обязательной для всех операторов и работать по умолчанию у любого абонента. При этом маркировка должна распространяться только на госучреждения и банки, а не на коммерческие структуры.
«Иначе мошенники быстро мимикрируют и создадут сотни компаний с разными именами, похожими на названия госорганов и банков для введения в заблуждение абонентов», — добавил он.
Использование бесплатных Wi-Fi-сетей и зарядных станций в общественных местах может привести к заражению мобильных устройств…
При этом, по его словам, маркироваться должны также личные мобильные госслужащих и сотрудников банка, с которых они ведут свою работу.
Как считает руководитель направления по развитию стратегии информационной безопасности ИТ-интегратора «Телеком биржа» Александр Блезнеков, новые меры по защите граждан могут продемонстрировать свою эффективность уже в первые месяцы.
«Кибермошенникам, которые используют базовые методы социальной инженерии и имеют слабую техническую подготовку, будет значительно труднее совершить преступление», — заявил собеседник RT.
Он также указал на необходимость дальнейшего повышения грамотности людей в сфере информационной безопасности.
«Человек может устать, потерять бдительность и всё равно ответить на опасный звонок. Кроме того, кибермошенники очень часто используют аудиодипфейки, которые могут имитировать голос близкого человека жертвы. К такому звонку сразу большой уровень доверия, даже несмотря на то, что звонок может быть с неизвестного номера и помечен как спам. В таком случае очень высок риск того, что жертва сообщит всю необходимую информацию для кражи денежных средств или конфиденциальной информации», — добавил Блезнеков.