На полигонах в Запорожской области проходит отработка штурмовых действий с использованием мотоциклов, рассказали в Минобороны РФ. Мототехника позволяет бойцам быстро и незаметно добираться до позиций противника. Кроме того, как поясняют военные, байки манёвреннее более крупного автотранспорта. По мнению аналитиков, идея задействовать мотоциклы при наступлении уже оправдала себя, став новым словом в военном деле.
Минобороны РФ рассказало, как бойцы группировки войск «Днепр» отрабатывают тактику штурмовых действий с использованием мотоциклов. Тренировки проходят на полигонах в тыловой зоне СВО в Запорожской области.
«Происходит подготовка непосредственно штурмовых групп к атаке на опорник противника с использованием мотовездеходной техники. Сначала действует огневая группа, отвлекая противника огнём из пулемёта. Под прикрытием огня выдвигается манёвренная группа, которая скрытно подлетает на мотоциклах к лесополосе, спешивается и начинает скрытно приближаться к противнику», — приводит пресс-служба МО слова заместителя командира батальона с позывным Призрак.
Военнослужащие подчёркивают, что вход в траншейную систему — самый сложный и опасный элемент штурма. Зачистка отдельных точек начинается с применения гранат, после чего стрелковым оружием завершается уничтожение противника.
Каждая тренировка учитывает особенности местности и сложности предстоящей работы, особое внимание уделяется укреплённым точкам, блиндажам и «лисьим норам» (укрытиям от обстрелов, которые оборудуются в траншеях), говорят в Минобороны РФ.
Для повышения реалистичности тренировок военные активно задействуют дроны. Штурмовики отрабатывают оборонительные действия против ударных БПЛА, осваивают упражнения по защите от сбросов и имитируют поражение беспилотников. Это позволяет подготовить солдат к реальным условиям боя и повысить их шансы на успех, отметили в военном ведомстве.
Штурмовой мотовзвод
Использование мототехники во время штурма вражеских позиций стало одним из заметных нововведений СВО. Как отмечает телеканал «Звезда», подразделения на мотоциклах сыграли важную роль в освобождении Курахово. В ходе наступательной операции мотоциклисты завозили бойцов в город малыми группами. В колонне было, как правило, по три-четыре мотоцикла. Каждый экипаж состоял из водителя, хорошо ориентирующегося на местности, и штурмовика.
По словам российских военных, на мотоциклах зачастую легче действовать, чем на бронетехнике или крупном колёсном автотранспорте, поскольку они менее заметны и имеют лучшую манёвренность.
Боевая машина поддержки танков «Терминатор» показывает высокую эффективность, заявил гендиректор «Уралвагонзавода» Александр Потапов….
«Мототехника намного быстрее, манёвреннее. Заехал, высадились, и мотовзвод уехал», — говорит штурмовик с позывным Бродяга.
Ещё одним плюсом мотоциклов бойцы называют их высокую проходимость. Помимо этого, на байке у солдат меньше риска подорваться на мине.
Также мототехника даёт больше возможностей увернуться от FPV-дронов и не попасть под огонь артиллерии. Например, чтобы уйти от удара БПЛА-камикадзе, водитель может в случае крайней необходимости просто завалить мотоцикл на бок.
На передовой особенно популярны кроссовые мотоциклы, предназначенные для езды по пересечённой местности. Такие машины обладают хорошей проходимостью, манёвренностью и достаточной скоростью. В ходу у военных и электробайки. Главное преимущество таких машин — низкая шумность и пониженная тепловая сигнатура по сравнению с двигателями внутреннего сгорания.
Используются в мотовзводах и квадроциклы — на них работают группы эвакуации, забирающие раненых с поля боя.
«Стремительный бросок вперёд»
Мотоциклы поступают на передовую в том числе и по линии волонтёров. Так, Народный фронт ко Дню России передал бойцам 300 «стальных коней». В свою очередь, движение «Прифронтовой гараж» занимается созданием собственных электробайков для военных под названием «Койот». В их разработке принял участие военкор RT Андрей Филатов. Реализовать проект волонтёрам позволил пятилетний опыт ремонта и конструирования спортивных электробайков и 30 лет производства мотоциклов.
По словам аналитиков, идея использовать мотоциклы в ходе штурмовых действий оправдала себя.
«Скорость, неожиданность, внезапность и большая манёвренность — главные преимущества такой тактики. Противник оказывается в растерянности, он не знает, откуда по нему наносится удар. А в бою внезапный первый удар — это синоним победы», — пояснил в разговоре с RT военный эксперт Виктор Литовкин.
Аналогичного мнения придерживается военный обозреватель газеты «Комсомольская правда» полковник в отставке Виктор Баранец.
«Главный плюс использования мотоциклов заключается в скорости штурмовых действий. Когда штурмовики идут на позиции противника, вражеским беспилотникам очень трудно прицелиться, потому что они на мотоциклах развивают стремительную скорость, маневрируют. Противник сам в этом признаётся. Скорость при штурмовых действиях зачастую является решающим фактором», — сказал аналитик в комментарии RT.
ОАК показала на выставке HeliRussia 2025 перспективный транспортный БПЛА вертикального взлёта и посадки С-76. Как ожидается, аппарат…
По мнению экспертов, штурмы на мотоциклах стали новым словом в военном деле.
«В истории современной армии это, безусловно, новое слово, тем более в условиях реальных боевых действий. Это новый элемент, и тут надо отдать должное нашим стратегам и тактикам, которые поняли, что надо пользоваться техникой, которая даёт возможность стремительного броска вперёд», — отмечает Баранец.
Специалисты полагают, что благодаря опыту СВО применение мотоциклов в ВС РФ будет расширяться.
«В определённых структурах российской армии, я абсолютно уверен, появится целая линейка различных мотоциклов. Особенно это касается подразделений, которые ходят на штурмы, которым надо быстро выйти на рубеж атаки, на захват вражеской позиции», — заключил Виктор Баранец.