В пятницу, 23 мая, Владимир Путин подписал закон, устанавливающий требования к локализации автомобилей для легковых такси. В соответствии с документом, автомобиль может войти в реестр такси в случае соблюдения уровня локализации либо при условии выпуска машины в рамках специального инвестконтракта. Документ вступит в силу 1 марта 2026 года с несколькими исключениям по регионам, в которых новые правила станут обязательными позднее. Если машину внесут в реестр до вступления закона в силу, то требования на такой автомобиль распространяться не будут.
Владимир Путин подписал закон о введении ряда требований к легковым автомобилям, которые используются в качестве такси. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
Закон начнёт действовать 1 марта 2026 года, но с рядом исключений. В частности, в регионах в составе Сибирского федерального округа, а также в Калининградской области требования к такси не будут применяться до 1 марта 2028 года, а в субъектах Дальневосточного федерального округа — до 1 марта 2030.
В документе сказано, что автомобиль может быть включён в реестр такси при соблюдении одного из двух условий: либо должно быть соответствие совокупного количества баллов локализации значению баллов, установленному правительством для госзакупок, либо автомобиль должен был быть выпущен в рамках специального инвестконтракта, заключённого с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025.
Если машину внесут в реестр до вступления закона в силу, то требования на такой автомобиль распространяться не будут. Но с 1 января 2033 года количество набранных баллов локализации станет единственным критерием для внесения легкового автомобиля в реестр такси.
Автоюрист Лев Воропаев объяснил в беседе с RT необходимость закона о поэтапном введении требований к уровню локализации автомобилей,…
Перечень сведений для внесения машины в региональный реестр такси должен включать марку и модель автомобиля, год выпуска, государственный регистрационный номер, а также идентификационный номер либо номер основного компонента.
В то же время в подписанном президентом документе говорится, что сведения о моделях автомобилей, соответствующих требованиям закона, будут опубликованы федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики.
Как отмечалось в пояснительной записке к документу на момент его рассмотрения в Госдуме, сегодня в России продолжают нарастать риски роста импорта машин, потери российским автопромом существенной доли продаж, а также повышения зависимости такси от импортных поставок машин, запчастей и программного обеспечения для технических сервисов. Как отмечали авторы инициативы, российская сеть такси становится уязвимой в ситуации санкционного давления.
Как утверждали парламентарии, при введении обязательных требований по локализации прежде всего будет сформирован значительный рынок сбыта для российских автопроизводителей со стабильным спросом. Наряду с этим будут простимулированы производство и продажи отечественных автомобилей и обеспечена импортонезависимость российской сети такси.
К преимуществам законопроекта также отнесено стимулирование зарубежных автопроизводителей осуществлять производство в России. Более того, отечественные высоколокализованные автомобили зачастую дешевле зарубежных, а значит, будут ощутимо снижены затраты таксистов на закупки и обслуживание автомобилей, отмечали в Госдуме.
Также на russian.rt.com В ГД призвали ФАС проследить за ценами на такси в Москве в майские праздники
Между тем эксперты Аналитического центра при правительстве РФ ранее публиковали данные исследования о возможном влиянии законопроекта на рынок такси. По информации организации, впоследствии отрасль такси может лишиться до 507 тыс. водителей (около 51% от общего числа). Объём выпадающих доходов водителей при приведении парка в соответствие новым требованиям эксперты оценили на уровне 289 млрд рублей.
Между тем глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов предложил использовать в каршеринге автомобили с высокой локализацией в России. Соответствующие положения вошли в законопроект, который был отправлен на отзыв в российское правительство, сообщало РИА Новости.
По мнению сенатора, главной целью развития автопрома является удовлетворение потребностей рынка в высоколокализованной продукции, произведённой на территории страны, однако в настоящее время наблюдается рост числа иностранных машин. Как отметил Кутепов, доля китайских авто в парках некоторых компаний по краткосрочной аренде автомобилей уже в 2023 году составляла от 30 до 50%.
Кроме того, заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор Иван Соловьёв выступил с предложением ввести специальный имущественный налоговый вычет для приобретающих автомобили российского производства.
В своём письме (есть в распоряжении RT) юрист напомнил, что основной целью налогового вычета является предоставление финансовых преференций в социально полезных сферах, таких как покупка жилья, расходы на лечение, образование или занятия спортом. Соловьёв также обратил внимание на законодательную инициативу по уровню локализации в сети такси.
«Предлагаю предусмотреть возможность предоставления специального имущественного налогового вычета для физических лиц, которые после 1 января 2026 года приобрели автомобиль российского производства с высоким уровнем локализации», — говорится в тексте обращения.
По мнению автора инициативы, такое решение станет стимулом для потребителей и поможет увеличить спрос на отечественные автомобили.
Утверждение предложенных нововведений, сказано в письме, окажет положительное влияние не только на российских автопроизводителей, но и на весь автомобильный рынок страны, способствуя его развитию и поддержанию национальной экономики.