Сегодня профессиональный праздник отмечают российские военные автомобилисты. В этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была сформирована первая учебная автомобильная рота. Массовое внедрение автотехники началось в 1913 году. С тех пор машины широко использовались для перевозки войск, грузов и как носители различного вооружения. По данным Минобороны РФ, в настоящее время свыше 90% наземного подвижного вооружения, военной и специальной техники смонтировано на автомобильном шасси. В зоне СВО российская армия применяет грузовики, вездеходы и бронеавтомобили. В войска поставляются защищённые машины «Тигр-М», «Спартак», «Тайфун», «Ахмат», «Титан», «Линза». По прогнозу экспертов, в обозримом будущем ВС РФ начнут получать беспилотные автомобили, что заметно сократит риски для жизни военнослужащих.
В России профессиональный праздник отмечают военные автомобилисты. 29 мая 1910 года по указу императора Николая II в Санкт-Петербурге была образована первая учебная автомобильная рота. Позже она превратилась в основной центр, обеспечивающий армию транспортными средствами и квалифицированными кадрами.
Фактически данное подразделение стало прообразом будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения Вооружённых сил нашей страны.
В статье в газете «Красная звезда» генерал-лейтенант, начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шестаков заявлял, что решение о создании учебной автомобильной роты было обусловлено «эволюционным ходом мирового развития автомобильной техники и признанием её как эффективного, манёвренного и перспективного транспортного средства».
Шестаков напомнил, что русская армия впервые опробовала автомобили в ходе Белостокских манёвров в 1897 году. Правда, массовое внедрение этой техники, по его словам, началось накануне Первой мировой войны.
«В 1913 году Генштаб принял решение о массовом внедрении автомобилей в армию. В связи с этим автомобильная рота была укрупнена и приобрела статус высшего военного учебного заведения», — сказал Шестаков.
К 1917 году в составе Русской армии действовали 22 автомобильные роты и 55 моторизованных санитарных отрядов. К концу Первой мировой в вооружённых силах империи насчитывалось до 10 тыс. машин различной грузоподъёмности. Автотранспорт использовался для перевозки войск и грузов. Также на него устанавливались вооружения — в ходе войны с Германией и Австро-Венгрией получили развитие зенитные орудия, смонтированные на четырёхколёсных платформах.
Герои-автомобилисты
Важнейшим этапом развития автомобильных войск считается Великая Отечественная война. К её началу Красная армия широко использовала конную тягу. Однако война с нацистской Германией продемонстрировала необходимость серьёзного повышения оперативности перевозки личного состава и воинских грузов, что достигалось внедрением автомобилей.
В ходе Великой Отечественной количество автомобилей в Красной армии увеличилось в 2,5 раза — до 664,4 тыс. единиц. Решающий вклад в обеспечение фронта отечественными машинами внесли горьковский и московский автозаводы.
На страницу галереи
За годы сражения с нацизмом военные автомобилисты перевезли около 145 млн тонн различных грузов. Огромную роль они сыграли в обеспечении блокадного Ленинграда и эвакуации его жителей по льду Ладожского озера.
За мужество и героизм 15 автомобильных частей получили почётные наименования, 94 соединения удостоились орденов Красной Звезды, Красного Знамени, Александра Невского и Кутузова. 25 воинам-автомобилистам присвоили звание Героя Советского Союза, более 21 тыс. красноармейцев были награждены орденами и медалями.
В послевоенные годы развитие военной автомобильной промышленности позволило поднять моторизацию войск на принципиально новый уровень. Например, во время кампании в Афганистане автомобилисты перевозили уже 80% грузов. Советская армия активно пользовалась продукцией МАЗ, КРАЗ, УАЗ, ЗИС (ЗИЛ), КамАЗ и ГАЗ.
55 лет назад правительство СССР приняло постановление об организации серийного производства танковых газотурбинных двигателей (ГТД)….
На автомобильной базе создавались носители зенитного, радиолокационного и инженерного вооружения. Наряду с этим благодаря созданию разнообразного многоосного шасси ВС СССР получили подвижные комплексы с ракетами малой, средней и межконтинентальной дальности.
В беседе с RT главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков заявил, что изначально советская промышленность сильно зависела от американских технологий. Однако в послевоенный период СССР сформировал собственную конструкторскую школу. Первыми крупными достижениями отечественного военного автопрома он назвал грузовики ГАЗ-63 и ГАЗ-69, среднетоннажный автомобиль повышенной проходимости ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157.
«Армия и народное хозяйство СССР нуждались в автомобилях высокой проходимости, надёжных, ремонтопригодных и простых в эксплуатации. Большой успех имели полноприводный ГАЗ-66 по прозвищу «Шишига» и Урал-4320 с колёсной формулой 6×6. Достойные автомобили для армии выпускали в Луцке (ЛуАЗ) и Кременчуге (КРАЗ)», — рассказал Кадаков.
От пуль и осколков
Российская армия продолжает эксплуатировать часть советской автомобильной техники. Одновременно вооружённые силы стали получать обновлённые «Уралы», КамАЗы и довольно обширную номенклатуру бронеавтомобилей.
Одним из ключевых разработчиков защищённой автомобильной техники является Военно-промышленная компания (ВПК). Флагманский продукт предприятия — семейство бронеавтомобилей «Тигр». Этот класс машин предназначен для перевозки людей, грузов, в том числе по бездорожью. Также эти образцы можно адаптировать под установку стрелкового, разведывательного и зенитного вооружения.
«Тигр» оснащается шасси рамной конструкции, которое несёт на себе основную часть агрегатов и цельнометаллический кузов. В различных комплектациях автомобиль может вмещать до девяти человек и до 1500 кг груза.
Последние годы в российские войска поставляется модернизированная вариация «Тигр-М». Машина имеет пятый класс баллистической защиты в лобовой проекции и третий — в бортах и на корме. Её снаряжённая масса составляет 6,5 т, запас хода — 1000 км, скорость может превышать 120 км/ч.
«Помимо этого, машина имеет пулестойкие шины с противовзрывными вставками, отводящими взрывную волну, интегрированную керамическую броню, противоминную защиту, специальное остекление и пять видеокамер для кругового обзора. В салоне автомобиля оборудованы места для размещения водителя, старшего машины и десанта. Предусмотрены ячейки для боекомплекта, средств связи и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств», — говорится на сайте Минобороны РФ.
В рамках государственного оборонного заказа ВС РФ получили новую партию зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С», сообщили в…
Внутри «Тигра-М» установлена специальная система связи, на крыше — поворотная турель для пулемётов «Корд», «Печенег» или автоматического станкового гранатомёта АГС-17 «Пламя».
На основе опыта спецоперации специалисты Военно-промышленной компании разработали семейство автомобилей «Спартак». Четырёхколёсная модификация была создана на основе многоцелевого броневика «ВПК-Урал». Пассажирский отсек машины защищён от пуль калибра 14,5 мм, остальные части корпуса — от боеприпасов 12,7 мм. Днище и колёса могут выдержать подрыв взрывного устройства мощностью до 8 кг тротила. Для ведения боевых действий автомобиль оснащается башней с пулемётом «Корд» калибра 12,7 мм.
В шестиколёсном исполнении «Спартак» получил 57-мм зенитную пушку С-60 с боекомплектом на 144 снаряда. Орудие способно поражать воздушные цели на малых и средних высотах, незащищённую и легкобронированную технику на дальности до 7 км.
Ещё одним разработчиком отечественных бронеавтомобилей является компания «Ремдизель». Расположенное в Татарстане предприятие регулярно совершенствует семейство «Таа я йфун». Его особенностями являются усиленная противоминная защита, большой дорожный просвет и V-образное днище, которое рассеивает энергию взрыва и улучшает защиту экипажа от осколков.
Снаряжённая масса машины составляет 11 т, мощность двигателя — 350 л. с., запас хода по топливу — 1,2 тыс. км. Модификация «Тайфун-ВДВ» может быть носителем боевого модуля с миномётным комплексом «Дрок» калибра 82-мм, который может вести стрельбу по навесной траектории и прямой наводкой. В Минобороны РФ считают, что такая мобильная платформа значительно увеличивает огневую мощь десантно-штурмовых подразделений голубых беретов.
Сразу после начала СВО «Ремдизель» создал броневик З-СТС «Ахмат», который стали закупать власти Чеченской Республики. Бронеавтомобиль отличается рамной конструкцией и собирается намного быстрее других образцов.
Бронезащита автомобиля надёжно защищает экипаж, пассажиров и перевозимый груз от пуль до крупнокалиберных пулемётов включительно, осколков снарядов и мин.
Также в ходе СВО «Ремдизель» разработал бронеавтомобиль ЗА-СпН «Титан», выполненный в виде пикапа. Он имеет несущий бронекорпус с V-образным днищем и оборудован антитравматическими сиденьями. Машина способна применять 30-мм пушку 2А42, пулемёт ПКТМ и ПТРК «Конкурс».
Армейский багги «Алабай» будет усовершенствован в соответствии с рекомендациями бойцов СВО. Об этом сообщил RT главный конструктор…
«Независимая подвеска, дизельный двигатель, централизованная система подкачки шин, лебёдка и кондиционер обеспечивают высокие проходимость и уровень комфорта при движении по пересечённой местности», — сообщается в материалах компании.
Для эвакуации раненых и перевозки медицинского имущества «Ремдизель» поставляет в зону СВО санитарный бронеавтомобиль «Линза». Машина имеет баллистическую защиту 3-го класса и выдерживает подрыв взрывного устройства мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте. Кроме того, она способна продолжать движение с пробитыми колёсами.
По данным Минобороны РФ, военная автомобильная техника остаётся важнейшим компонентом системы вооружения ВС РФ. В настоящее время свыше 90% наземного подвижного вооружения, военной и специальной техники смонтировано на автомобильном шасси.
Как отметил Максим Кадаков, СВО внесла серьёзные коррективы в военную логистику. Тем не менее автомобильная техника сохраняет большое значение для обеспечения мобильности и снабжения войск.
«Обилие дронов сильно изменило логистику. Военным стал требоваться менее габаритный транспорт. В итоге мы видим, как часто используются багги, квадроциклы, мотоциклы, гражданский транспорт в виде «Нивы», «Буханки» и вездеходов марки УАЗ. Но нельзя сказать, что классические армейские автомобили не нужны. На них по-прежнему многое перевозится», — рассказал Кадаков.
Схожей точки зрения придерживается кандидат военных наук Сергей Суворов. В беседе с RT эксперт заявил, что именно на военных автомобилистов ложится обязанность по своевременному подвозу боеприпасов и горюче-смазочных материалов. Причём, как подчеркнул эксперт, в войсках растёт количество бронированных автомобилей, а в ближайшие перспективе появятся безэкипажные платформы.
«Многие перспективные разработки в сфере автомобильной техники были запущены до специальной военной операции. По сути, СВО ускорила ввод в строй грузовиков, где бронёй прикрыты кузов, кабина и моторно-трансмиссионное отделение. В обозримом будущем наша армия будет получать беспилотные образцы военной автомобильной техники, приспособленные под работу в особо опасных условиях», — резюмировал Суворов.