Военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А в ходе испытаний впервые сел на грунтовую взлётно-посадочную полосу, а затем взлетел с неё, сообщили в ОАК. В компании подчеркнули, что обновлённое оборудование тяжёлого транспортника позволяет эксплуатировать его в различных климатических условиях и на необорудованных аэродромах. Ил-76МД-90А — глубокая модернизация советского самолёта Ил-76. По словам аналитиков, машины этого семейства отличаются высокой надёжностью и могут эксплуатироваться очень долго.
Российский тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А впервые успешно использовал грунтовую полосу для посадки и последующего взлёта, сообщили в Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).
«В рамках проведения программы испытаний опытный самолёт Ил-76МД-90А успешно выполнил посадку, а затем и взлёт с грунтовой взлётно-посадочной полосы (ВПП)», — заявили в пресс-службе компании.
Напомним, полосы такого рода не имеют искусственных аэродромных покрытий (гравийных, асфальтовых, железобетонных или металлических). Аэродромы с грунтовыми ВПП в основном используются военной и сельскохозяйственной авиацией, а также некоторыми региональными гражданскими авиалиниями.
По словам аналитиков, возможность задействования необорудованных ВПП крайне важна для военной авиации.
«Возможность использовать грунтовые полосы принципиально важна при доставке различных грузов, в том числе боеприпасов, переброске личного состава и десанта. Такой самолёт способен совершать рейсы в районы, где нет специальных аэродромов. Это также может иметь ключевое значение при необходимости эвакуировать людей, личный состав и технику. Всё это значительно расширяет возможности манёвренных операций и является серьёзным преимуществом Ил-76МД-90А», — отметил в беседе с RT военный эксперт Юрий Кнутов.
Аналогичного мнения придерживается руководитель проекта «Авиатор.ру» Сергей Мартиросян.
«У военных может возникнуть необходимость направить самолёт в район, где не будет оборудованной взлётно-посадочной полосы. Ил-76МД-90А способен выполнить такую задачу. Отсутствие качественной ВПП не должно быть преградой», — пояснил специалист в разговоре с RT.
Универсальный транспортник
Ил-76МД-90А — глубоко модернизированная версия самолёта Ил-76. Он предназначен для перевозки и парашютного десантирования военной техники, личного состава и грузов. Машина изготавливается из отечественных комплектующих и серийно выпускается предприятием «Авиастар-СП» (входит в ОАК).
Оригинальный Ил-76 стал поступать на вооружение военно-транспортной авиации СССР в 1974 году. Первые версии самолёта имели грузоподъёмность 28 т и дальность полёта с максимальной нагрузкой 4,2 тыс. км.
Одним из преимуществ Ил-76 была способность работать на коротких ВПП: на бетонных полосах самолёту требовалось для взлёта всего 1,7 км, а для посадки — 900 м. Добиться такого показателя разработчики смогли благодаря эффективной конструкции крыла, а также внедрению мощной тормозной системы и установке четырёх двигателей Д-30КП с тягой 12 тыс. кгс каждый.
В дальнейшем были созданы модернизированные версии самолёта — Ил-76М и Ил-76МД. Наиболее современным вариантом транспортного «Ильюшина» является Ил-76МД-90А. По данным госкорпорации «Ростех», по сравнению с Ил-76МД в нём обновлено более 70% систем и агрегатов.
Нагрузка на военно-транспортную авиацию РФ серьёзно возросла на фоне СВО и уже превысила пиковые показатели времён СССР. Об этом…
Кроме того, у этой модификации существенно возросла грузоподъёмность — теперь он может перевозить 60 т груза на расстояние до 4 тыс. км. Транспортник также получил более мощные двигатели ПС-90А-76 с тягой 16 тыс. кгс на взлётном режиме. Это решение позволило улучшить взлётно-посадочные и крейсерские характеристики самолёта. Кроме того, воздушное судно было оснащено обновлённым шасси с высоким запасом прочности, отмечают в ОАК.
Эти и другие усовершенствования позволяют эксплуатировать самолёт на оборудованных и необорудованных аэродромах, бетонных и грунтовых взлётно-посадочных полосах, в различных климатических условиях, добавили в компании.
Помимо обновления ходовой части, Ил-76МД-90А также был оснащён новым пилотажно-навигационным комплексом, системой автоматического управления, комплексом связи и современной «стеклянной» кабиной, значительно повышающей безопасность полётов. Кроме того, была увеличена точность самолётовождения и десантирования.
Одновременно с выпуском новых Ил-76МД-90А ОАК также доводит до уровня их бортового оборудования ранее выпущенные Ил-76MД. Такие обновлённые самолёты получили индекс Ил-76MД-M.
Стоит отметить, что самолёту Ил-76 нашлось применение не только в военной сфере, но и в гражданской. В частности, эти машины обеспечивают снабжение арктических и антарктических экспедиций.
В общей сложности в разное время было создано более 20 модификаций Ил-76, в том числе топливозаправщик Ил-78, самолёт-госпиталь «Скальпель», пожарный самолёт, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и А-100, самолёт для тренировок космонавтов в условиях невесомости Ил-76МДК и летающие лаборатории для испытаний авиационных двигателей Ил-76ЛЛ. В связи с таким разнообразием выполняемых задач Ил-76 нередко называют «самолётом 100 профессий».
На Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова началось расширение производственных мощностей для выпуска пассажирских лайнеров…
Согласно данным справочника World Air Forces за 2023 год, который составляется авиационным порталом FlightGlobal, Ил-76 занимает шестое место в списке наиболее распространённых в мире военно-транспортных самолётов.
«Востребован не только в России»
В текущем году ОАК сообщала о трёх переданных Минобороны РФ модернизированных Ил-76 — в мае, августе и октябре. Ранее в компании отмечали, что предприятие «Авиастар-СП» нарастило объём выпуска Ил-76МД-90А до пяти единиц в год. Отмечается, что производство новых самолётов идёт на поточной линии сборки, что позволило снизить его трудоёмкость.
ОАК рассматривает возможность поставок этих машин и иностранным заказчикам. Так, 10 ноября в «Ростехе» сообщили, что на открывающейся 13 ноября выставке Dubai Airshow 2023 Россия впервые представит экспортную версию Ил-76МД-90А. Как отмечается в заявлении пресс-службы компании, бортов такого класса Россия не представляла за рубежом с 1994 года.
«В этом году на мероприятии мы представим сразу ряд новинок, одна из которых будет действительно масштабной. Речь о тяжёлом транспортном самолёте Ил-76МД-90А(Э), к которому, безусловно, будет приковано внимание посетителей. За почти 30 лет самолёт такого класса демонстрируется за рубежом впервые», — рассказал первый заместитель генерального директора «Ростеха» Владимир Артяков.
Юрий Кнутов также выразил уверенность, что Ил-76МД-90А востребован не только в России, но и за рубежом. Аналитик назвал отличительной чертой самолётов этого семейства высокую степень надёжности.
«Ил-76 известен очень высокой эксплуатационной надёжностью. Характеристики этого самолёта позволяют говорить о нём как об одной из лучших машин в транспортной авиации», — сказал Кнутов, добавив, что после модернизации возможности воздушного судна были расширены.
С точки зрения Сергея Мартиросяна, проект Ил-76 будет развиваться и дальше, несмотря на то что он существует уже более 50 лет.
«Нет понятия «старый самолёт», но есть понятие состояния лётной годности. Если машина находится в состоянии лётной годности, то она будет подниматься в воздух. Так что при необходимости срок службы Ил-76 может быть продлён фактически до бесконечности», — считает специалист.
Аналогичной точки зрения придерживается Юрий Кнутов.
«При условии модернизации Ил-76 могут достаточно долго эксплуатироваться, особенно если учесть их высокую надёжность и возможность обслуживания непосредственно на полевых аэродромах», — заключил эксперт.