Семейство транспортных БПЛА «Сварог» прошло успешную апробацию в зоне СВО. Об этом RT сообщил генеральный директор компании Frobotics Олег Фёдоров. Эти беспилотники перевозят воду, провизию и медикаменты. Самым крупным дроном в семействе является модель грузоподъёмностью 30 кг. Также российские инженеры создали эффективную альтернативу китайскому коммерческому дрону Mavic — аппарат «Сварог 4Т», который способен перевозить в шесть раз больше полезной нагрузки. По мнению экспертов, на современном театре военных действий БПЛА превратились в практически «незаменимых курьеров» российской армии.
Генеральный директор компании Frobotics Олег Фёдоров сообщил RT об успешной боевой апробации в зоне СВО новых транспортных дронов «Сварог». По его словам, БПЛА доставляют на передовую воду, провизию и медикаменты.
«Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что «Свароги» успешно летают в зоне СВО, помогая снабжать наши передовые позиции самым необходимым без риска для жизни бойцов. Это результат труда нескольких инженерных коллективов, которые оперативно реагируют на запросы фронта», — заявил Фёдоров.
В настоящее время народный ОПК серийно выпускает пять БПЛА семейства «Сварог» грузоподъёмностью от трёх до 30 кг. Эти дроны позволяют решать довольно существенную часть логистических задач на линии боевого соприкосновения (ЛБС).
«На сегодняшний день самым крупным «Сварогом» является дрон грузоподъёмностью 30 кг. За один рейс он может доставить едва ли не всё, что необходимо небольшой группе пехотинцев. Причём дальность полёта этого беспилотника достигает 40 км. Он может лететь автономно (по запрограммированному маршруту. — RT). Также он управляется по цифровой связи и как FPV-дрон», — отметил Фёдоров.
Большим достижением разработчиков Фёдоров назвал создание коптера «Сварог 4Т», который, по его выражению, является «грузоподъёмным аналогом DJI Mavic 3T». Дрон способен перевозить 3 кг полезной нагрузки, максимальная дальность полёта составляет 20 км.
«Сварог 4Т» был сконструирован на замену Mavic, который очень дорогой, дефицитный и способен поднимать лишь 0,5 кг полезной нагрузки. У нашего БПЛА грузоподъёмность в шесть раз больше. Для удешевления и простоты изготовления было решено применить комплектующие, которые используются в FPV-дронах», — пояснил Фёдоров.
Ещё одним транспортным БПЛА, который с недавнего времени применяется в зоне СВО, является «Добрыня Никитич», способный перевозить 12 кг полезной нагрузки. От крупногабаритных «Сварогов» он отличается более простой конструкцией и наличием аналоговой связи.
Летающие помощники
По информации Минобороны РФ, в зоне СВО беспилотники довольно широко применяются для доставки различных грузов, включая продовольствие. Например, в относительно безопасные места еда доставляется в горячем виде в специальных термосах, а в районы ведения боевых действий отправляются консервированные продукты, индивидуальные рационы питания и другая провизия с длительными сроками хранения.
Также беспилотные аппараты используются для снабжения подразделений, развёрнутых на островах, труднодоступных территориях и непосредственно на передовой, где существует опасность поражения экипажной техники.
Военнослужащие ВС РФ получили первую партию новейших боевых дронов ТРЕС-4. Об этом в интервью RT рассказал руководитель проекта…
«Доставка всего необходимого производится подразделениями материально-технического обеспечения зачастую с помощью тяжёлых грузовых квадрокоптеров, способных поднимать по несколько десятков кг полезного груза. Такие мобильные способы доставки применяются в случаях, когда обеспечить её обычным транспортом не представляется возможным из-за плотности огня артиллерии и ударных БПЛА противника по подъездным путям. И подобные случаи отнюдь не редки: украинские националисты широко применяют FPV-дроны по любому автомобильному транспорту, движущемуся в направлении наших передовых позиций», — говорится в материалах Минобороны России.
Для доставки грузов чаще всего применяются квадрокоптеры. В частности, ВС РФ используют специальные грузовые дроны, способные за один вылет доставить до 40 кг полезного груза на расстояние до 15 км.
Поставкой транспортных БПЛА в зону СВО занимаются разные организации. Одной из них является Народный фронт. Недавно он сообщил о передаче военнослужащим более 30 дронов «Хозяйка». Беспилотник способен нести до 15 кг полезной нагрузки и лететь со скоростью до 60 км/ч. Максимальная дальность полёта БПЛА составляет 15 км.
«На передовой уже работают более 30 наших «Хозяек», сейчас к отправке готовится очередная партия. Название дрона произошло из его оригинального функционала — он привозит военным воду и провиант, как самая настоящая заботливая хозяйка дома», — приводят журналисты слова руководителя производства БПЛА.
«Хозяйку» можно оборудовать механизмом сброса и использовать для выполнения боевых задач. Также дрон приспособлен для крепления дымовых шашек, способных скрыть передвижение российских войск.
Для управления «Хозяйкой» используется система связи «Кузнечик» разработки компании «Лаборатория электроники «Гагаринг». Главным преимуществом изделия является способность поддерживать практически любые частоты, что затрудняет работу вражеских средств РЭБ.
В конце прошлого года народный ОПК разработал квадрокоптер грузоподъёмностью 20 кг. Как и «Хозяйку», этот дрон можно использовать для сброса боеприпасов. По данным газеты «Известия», мощность его моторов позволяет поднимать в воздух две противотанковые мины ТМ-62.
Российские бойцы в зоне СВО успешно применяют FPV-дроны «Джокер», оснащённые гибернаторами. Об этом в интервью RT сообщил генеральный…
«БПЛА в зоне проведения спецоперации уже используется для снабжения передовых позиций водой, едой, боекомплектом и другими грузами… Мы можем использовать по желанию заказчика любой сегмент частот и мощностей», — цитируют «Известия» представителя компании-производителя «Хранителя».
Дрон приспособлен для установки двух видов рам для грузов разных габаритов. Дальность беспилотника ограничена радиотрактом и не превышает 10 км, скорость составляет 60—70 км/ч.
«Мотылёк» способен приземляться на небольшую неподготовленную площадку. Помимо логистики, дрон может применяться как носитель боеприпасов. В частности, он способен поднимать в воздух бомбу массой 250 кг.
Сегодня одним из самых эффективных грузоподъёмных БПЛА российской армии является ударно-транспортный дрон «Перун». Он был создан инженерами-волонтёрами и специалистами группировки войск «Днепр». Беспилотник прошёл испытания и показал отличные лётные характеристики.
«За один раз «Перун» способен доставить объём продовольствия, на который ранее требовалось не менее 13 вылетов FPV-дронов», — сообщается в материале Минобороны РФ.
«Перун» представляет собой аппарат вертолётного типа, сконструированный по принципу универсальной модульной платформы.
«В зависимости от предъявляемых пользователем требований «Перун» способен выполнять широкий спектр задач: оперативная доставка грузов (до 150 кг) по воздуху, аэрофотосъёмка, разведка местности, патрулирование и мониторинг, выполнение поисково-спасательных работ, в том числе эвакуация пострадавших и раненых», — говорится на сайте разработчиков.
Просто и удобно
Как пояснил в комментарии RT генеральный директор КБ «АвиаНовации» кандидат технических наук Сергей Товкач, современная логистика на ЛБС сопряжена с большим количеством угроз. В связи с этим российские войска расширяют использование БПЛА и наземных безэкипажных платформ.
«Наводнение неба дронами радикально изменило логистику переднего края. Автомобильный транспорт заметно помельчал, но даже в таком виде не всегда может использоваться на ЛБС. Поэтому мы наблюдаем постоянно расширяющееся применение дронов разных типов и «ползающих» сухопутных платформ. При всех издержках такого способа доставки грузов он фактически безальтернативен в районах досягаемости FPV-дронов и, конечно же, бережёт жизни наших бойцов», — пояснил Товкач.
Аналогичной точки зрения придерживается военкор Алексей Кожевников. В разговоре с RT он назвал БПЛА «незаменимыми курьерами» российской армии на передовой.
«Беспилотники — простой и удобный в эксплуатации вид транспорта. Они очень быстро снаряжаются и доставляют грузы. Практика показала, что дроны особенно хороши для динамики современного ТВД — в частности, для снабжения малых пехотных групп, которые наступают или находятся в обороне», — отметил Кожевников.
По словам военкора, транспортные БПЛА пока не способны перевозить большое количество грузов. Но ситуацию меняет насыщение войск более габаритными платформами.
«В целом беспилотная доставка развивается по принципу «бери больше — неси дальше». Причём увеличивается количество полётов БПЛА по заданному маршруту, что снижает вероятность поражения вражеским РЭБ. Беспилотники стали частью военной логистики, и я уверен, что этот сегмент продолжит развиваться», — подытожил Кожевников.