История фильмов ужасов
09:40
История фильмов ужасов
Категория: Ужасно интересно Автор: DimKlein 21.09.2010 Просмотры: 50811
Самая первая "экранизация", повергающая зрителей в дрожь, состоялась задолго до появления фотоаппарата. В Париже в 1798 году во время Французской революции некто Этьен Робер устраивал жуткие представления в разрушенной монастырской часовне. Называлось сие действо "Фантасмагория" и представляло собой следующее: на экранах, расположенных по периметру часовни, то возникали, то растворялись, непостижимым образом меняли свои размеры разного рода призраки, скелеты и чудовищные лица.

Достигалось это просто - позади экранов находились люди, которые задымляли помещение и перемещали специальные фонари на тележках, что делало теневой театр подвижным. Кроме того, Этьен Робер придумал специальные ставни, благодаря которым все чудовища могли исчезать как бы в ослепительной вспышке молнии. "Фантасмагория" Робера стала новым этапом театрального жанра "гран-гиньоль" (особый вид мелодрамы, в которой театральные убийства и превращения происходили прямо на сцене).

В конце XVIII века появился и стал популярным литературный жанр "готического романа". Действие этих книг разворачивалось в древних замках и мрачных монастырях. "Готический роман" стал отправной точкой для многих главных персонажей фильмов ужасов - Франкенштейн, доктор Джекилл, Призрак оперы, Дракула и др.

Изобретение чудо-аппарата братьев Люмьер сделало громадный толчок в сторону воплощения страшных фантазий. В 1896 году мир вздрогнул от "Замка дьявола" Жоржа Мельеса. Героями фильма стали демоны и скелеты. С этого времени жанр фильмов ужасов стал весьма популярным и успешно конкурировал с комедией. В обоих случаях требовались специальные актеры. Первой звездой жанра ужасов можно назвать голливудского актера Лона Чейни. Ему принадлежит целая галерея образов упырей и вурдалаков. Лона Чейни окрестили "человеком с тысячью лиц". Благодаря ему появились первые яркие экранные характеры Призрака оперы и горбуна собора Парижской богоматери. Сын Чейни пошел в отца и снялся также во многих фильмах ужасов. Можно сказать, что они - первая семейная династия этого жанра.

В 1913 г. на экранах дебютировал Доппельгангер - злой двойник, образ, ставший одним из основных героев фильма "Пражский студент". В главной роли снялся немецкий режиссер Пауль Вегенер. Сюжет оригинален: студент по имени Болдуин продает свое отражение зловещему доктору Скопенелли в обмен на обещанное богатство и выгодную женитьбу. Однако отражение начинает жить собственной жизнью, далекой от морали и нравственности, и бедному студенту приходится его пристрелить. Правда, при этом Болдуин погибает сам. Тому же Вегенеру принадлежат и первые экранные версии (1915 и 1920 гг.) похождений глиняного великана Голема, героя одной из европейских легенд.

В 20е годы XX века фильмы ужасов заметно усложнились и даже появились новые направления. Так, в 1919 году в Германии Роберт Вине снял первый фильм в стиле horror, то есть фильм, где атмосфера ужаса нагнетается постепенно и держит зрителя в напряжении до конца картины. В фильме под названием "Кабинет доктора Калигари" подобная атмосфера создавалась с помощью игры светотени, необычных ракурсов съемки и совершенно сумасшедших декораций. Сюжет фильма стал классическим: директор психбольницы заставляет своего пациента совершать убийства под гипнозом. Картину назвали триумфом, а критики сравнивали ее с живописью в движении.

В 1922 году в свет выходят сразу два новых фильма жанра ужасов: шведский прорыв "Колдовство через века" и, в значительной мере затмивший его, "Вампир Носферату" Мурнау. Этот фильм впервые вывел на экран образ вампира, которого сыграл Макс Шрек. Фильм был переснят в 1979 году с Клаусом Кински в главной роли.

В 1931 году с экранов кинотеатров впервые бросил свой гипнотический взгляд граф Дракула. Этого известного венгерского вампира в фильме "Дракула - мертвый, но довольный" сыграл тоже венгр Бела Лугоши. Дракула в его исполнении до сих пор считается самым ужасным "королем вампиров", хотя этот персонаж позднее возникал еще в более чем 150 фильмах. Любопытно, что первые фильмы о Дракуле основывались на театральных постановках 20-х годов, а отнюдь не на знаменитом романе Брема Стокера (текст романа можно найти в библиотеке, на полке "Книги о вампирах"). Однако вернемся к Лугоши. Роль Дракулы принесла ему мировой успех, который так вскружил ему голову, что он в том же 1931 году отказался от роли Франкенштейна, посчитав ее слишком тупой и его недостойной. Спустя много лет факт упущения роли Франкенштейна станет большой личной драмой Лугоши. Кстати сказать, Бела Лугоши косвенно виновен в возникновении готической субкультуры (точкой отсчета "жизни" данной субкультуры считается 1979 год, в котором вышел сингл группы Bauhaus "Lugosi's dead" - "Лугоши мертв"). Итак, Лугоши отказывается от главной роли в фильме "Франкенштейн", в результате чего этого монстра сыграл Борис Карлофф, также снискавший себе мировую славу.

В целом, в 20-30-х годах оформились основные классические персонажи фильмов ужасов, новые сюжетные правила стали незыблемы: например, в фильмах про оборотней обязательно человек, укушенный волком, принимает облик и повадки этого зверя, и обязательно присутствуют полнолуние и серебряная пуля. А вампиры не отражаются в зеркалах, исключили из своего меню чеснок, стали солнцененавистниками и ни за что не посадят осиновую рощу рядом с замком. Кинематограф вновь и вновь возвращался к опробованным классическим литературным образам. Это фильмы "Собор Парижской Богоматери", "Фантом Оперы", фильмы о докторе Джекилле и Мистере Хайде. К слову сказать, эти образы до сих пор активно используются, наряду с Дракулой и Франкенштейном.

С приходом звукового кино фильмы ужасов обросли потусторонними голосами исполнителей (в основном, тех же Лугоши и Карлоффа). Главным голливудским поставщиком этого продукта стала компания "Юниверсал": "Старый темный дом", "Убийство на улице Морг", "Черная кошка" и др. Та же компания ввела моду на фильмы-продолжения: сиквелы и трилогии. Следом за "Дракулой" появился фильм "Дочь Дракулы", а за "Франкенштейном" - "Невеста Франкенштейна".

В 1932 г фильм "Мумия" возвращает к эпохе раннего кино, вновь эксплуатируя тему умерших фараонов, забинтованных актеров и тайн Древнего Египта. Однако персонажи фильма навсегда вошли в классику.

Еще два классических персонажа появились в 1933 году. Первым стал Человек-невидимка из одноименного фильма. В этой картине применялись новейшие для того времени спецэффекты, что позволило исполнителю главной роли Клоду Рейнсу моментально стать звездой первой величины. Это был нонсенс, так как большую часть фильма он был полностью забинтован, либо абсолютно невидим.

Вторым дебютантом можно назвать первую версию знаменитого "Кинк-Конга". Сцену, когда несчастную гориллу расстреливают на вершине уже несуществующего здания в Нью-Йорке, многие критики считают самым незабываемым моментом в истории мирового кино.

Сороковые годы были не самыми удачными для фильмов ужасов. Их появилось очень много и все делались наспех, как получится. К тому же настоящие ужасы происходили тогда на войне. Однако приятным исключением этого десятилетия стал западный продюсер русского происхождения Вэл Льютон. Он отошел от историй про кладбищенских грабителей и психиатрические лечебницы. Его заслугой стала разработка темы зомби. Именно Льютом воскресил интерес кинематографа к мертвецам, оживающим под воздействием таинственных ритуалов религиозного культа вуду. Еще несколько его картин стало классикой жанра: "Проклятие кошачьего народа", "Бедлам", "Похититель тел" и, конечно же, - "Я гулял с зомби" (супер название, которое позднее заложит эстетику названий первых треш-фильмов).

Отдельным направлением в эти годы можно назвать серию фильмов про оборотней, во всех названиях которых фигурирует "человек-волк". В 1943 году впервые состоялась историческая встреча персонажей из разных легенд. Название фильма наглядно оповещает об этом событии - "Франкенштейн встречается с человеком-волком". По-видимому данный эксперимент пытались повторить и создатели недавно вышедшего фильма "Ван-Хельсинг", соединившие в одно картине оборотня, Дракулу, Франкенштейна и существ, очень напоминающих гремлинов... по мнению большинства, эксперимент провалился!

Но вернемся к сороковым. Во Время второй мировой войны англичане долго и плодотворно раскрывали близкую им по духи тему привидений (надо же было заселять огромное количество пустующих замков!)

Фильмы ужасов 50-х - это, в основном, выплески страхов по поводу ядерного оружия, холодной войны и третей мировой. На арену стройной шеренгой выходят научно-фантастические ужасы: "Нечто" (1951), "Они!" (1953), "Муха" (1954). Возникают главные радости гримеров, декораторов и художников (но отнюдь не актеров) - инопланетяне и гигантские насекомые. Муссируется тема инопланетного вторжения: "Столкновение миров" (1951), "Вторжение в США" (1952), "Захватчики с марса" (1953). Активно в мир чудовищ входят японцы со своей национальной гордостью - Годзиллой, и целым рядом прочих монстров.

В это же время появляются первые ремейки. Дело в свои руки взяла английская студия "Хаммер", купив права на голливудских "Дракул", "Мумий" и "Оборотней". Поняв, что попали в нужную стезю, англичане начали с неистовством творить продолжения: помимо "Мумии" (1959), в свет вышли также "Проклятие гробницы мумии" (1964), "Саван мумии" (1966) и "Кровь из гробницы мумии" (1972). И так по многим сюжетам начала века. Таким образом, киностудия "Хаммер" поставила на конвейер производство дешевых ужастиков. В Италии подобной штамповкой отличался режиссер Марио Бава, а в США - продюсер Роджер Корман, который за короткое время экранизировал всего Эдгара Алана По.

Появление цвета позволило насытить картины зловещими красками, использовать недостижимые ранее спецэффекты. Фильмы 50-х годов были наполнены кровью, гноем и прочими неприятностями, а также крупноплановыми сценами насилия и убийств. Франкенштейн очень убедительно растворялся в кислотной ванне, а клыки Дракулы вонзались в прекрасную шейку во весь экран. Режиссеры и операторы научились впечатляюще снимать внутренности очередной жертвы, ну, к примеру оборотня, которые игриво поблескивали в лунном свете. Но все же, несмотря на наступавший реализм, действие по прежнему происходило в антураже романтических сказок, дым напускался при каждом удобном случае.

Появляются новые звезды ужастиков: Питер Кашинг и Кристофер Ли, а на фильмах Роджера Кормана, упомянутого выше, проходили практику еще юные Джек Николсон и Френсис Форд Коппола.

В шестидесятых годах, помимо движения хиппи, возникают и прочие интересные явления. Так, например, - появление нового жанра: молодежные ужастики. Идеологом этого движения становится вездесущий Роджер Корман, снявший кроме всего прочего, классический фильм "Магазинчик ужасов", который содержал ярко выраженные элементы комедии и местами черный юмор. Продолжая дешево и сердито экранизировать По, Корман дал начало новой волне фильмов, действие которых происходит в маленьких городках, изолированных от мира. И вот тут то на сцене мирового кинематографа появляется Альфред Хичкок!

Хичкок долгое время работал художником по титрам. Рисовал всякие розочки в эпоху немого кино, писал текстовые фразы. Это ему наскучило, и стал он эти фразы менять на свое усмотрение, особенно, если фильм был глупым и скучным. Многие режиссеры узнавали об этом только на премьере фильма. В конце концов, Альфред Хичкок понял, что сам может снимать фильмы. И не просто фильмы, а очень страшные. С фильма "Птицы" начинается "великая загадка Хичкока". Ему удавалось снимать фильмы так, что ощущение ужаса не покидало зрителей еще долго после окончания киносеанса. Хичкок умело вскрывал в людях потаенные страхи и изливал их в своих картинах. Многие режиссеры бились над разгадкой его гения. Самый известный эксперимент поставил Ганс Ван Сент, который переснял фильм "Психо", не поменяв при этом ни одного ракурса камеры. Многие современные триллеры черпают вдохновение именно в старых, черно-белых работах Хичкока.

Под завес шестидесятых в кинематографе появляется еще одна значительная персона - Роман Полански снимает сатанинский фильм "Ребенок Розмари". Кстати говоря, роль дьявола, а точнее его руки, исполнил сам небезызвестный Антон Шандор ЛаВей.

70-е начались лихо. Окончательно распались "Битлз", а Девид Линч снял свою первую потусторонне-психодиллическую картину "Голова-ластик". Это было необычно и странно. Однако вскоре все встало на свои места: на зрителей хлынули маньяки, шизофреники и мертвецы-людоеды. Впервые они появились в невероятно кровопролитных трешевых картинах итальянских режиссеров типа Марио Бавы и Дарио Ардженто. Американцев в это время запугивали Кожаное Лицо ("Техасская бензопила"), который не так давно пересняли и Майкл Майерс ("Халлоуин"), которого ждала большая работа в многочисленных продолжениях, снятых в 80-х. Англичане дрожали от страха благодаря доктору Файбсу. А вот советских граждан в семидесятые пугали героями гоголевских произведений ("Вечера на хуторе близ Диканьки", "Вий").

По настоящему испугал мир и оставил тем самым свой след в истории кровавого кинематографа Джордж Ромеро, сняв своих "Зловещих мертвецов" в 1968 году. Далее последовали впечатляющие продолжения : "Рассвет мертвецов" - 1978 (тоже недавно пересняли - получилась комедия с элементам трагедии =)) и "День Мертвых" - 1985 год. Зомби уничтожают все на своем пути, завоевывая всю планету... Источниками ужаса становятся даже маленькие дети. Линда Блейр блистательно сыграла 12-летнюю одержимую девочку в фильме "Изгоняющий дьявола" (1973), за которым в 90-х опять же последовал ремейк. В "Омене" (1978) мальчик тоже не дает покоя добрым силам. В 1975 году Спилберг дарит миру первую часть дорогостоящего проекта "Челюсти".

Огромное количество подростковых ужастиков образовались в восьмидесятых годах. В них больше внимания уделялось кровавым спецэффектам, а сюжеты практически не разрабатывались. Так в характерной для того времени киноэпопеи "Пятница, 13-е", состоящей к настоящему времени из более чем 10 частей, Джейсон Вурхес методично убивает подростков на базе отдыха "Кристал лейк". И так серия за серией. Появление маньяка в каждой новой части уже никто не стремится объяснить логически. Он просто выходит в своей хоккейной маской и рубит мачете глупых подростков. Не менее отличился в 80-х и упомянутый ранее Майкл Майерс, убивая бесконечное число родственников главной героини, да и просто всех, кто попадется под нож. Самое странное, что в последней части "Хэллоуин, 20 лет спустя" та самая главная героиня утверждает, что не видела Майерса 20 лет, перечеркивая тем самым все перечисленные серии. И иже с ними.

Отдельно следует упомянуть Уэса Крейвена с его неподражаемым Фредди Крюгером, запугивающим до сих пор ни одно поколение. Его перчатка с острыми лезвиями наводила ужас, а сама мысль о том, что если Фредди убьет во сне, то умрешь и на яву, сделала "Кошмары на улице Вязов" одной из лучших серией фильмов ужасов. Хотя, как это обычно и бывает, продолжения были намного хуже первой части. Как сказал один из героев другого фильма Уэса Крейвена "Крик" - "Продолжения погубили фильмы ужасов как жанр".

В классику 80-х вошли также "Дом", "Восставшие из Ада" с прелесным Пинхедом - "Подушечкой для иголочек", "Полтергейст" Тоуба Хуппера, "Сканеры" Дэвида Кроненберга и многие-многие другие.

Под конец восьмидесятых на свет появляются два творения Тима Бертона "Битлджус" и "Эдвард руки-ножницы", которые являются скорее мрачными комедиями в стиле ужастика, так как затрагивают темы потустороннего мира с большой долей иронии.

Начало 90-х гг. стало временем триллеров с выходом на широкий экран незабываемого "Молчания ягнят" с обворожительным Энтони Хопкинзом в роли людоеда-интеллектуала Доктора Ганнибала Лектора, помогающего молодой студентке ФБР. За фильмом последовали многочисленные подделки вроде "Собирателя костей", которые, однако, не имели подобного успеха. В тоже время на экраны выходит трагическая картина "Интервью с вампиром", имеющая отношение к фильмам ужасам разве что своими сверхъестественными героями. Тем не менее, этот фильм можно отнести к разделу романтических триллеров.

В 1996 году к нам возвращается Уэс Крейвен со своим новым молодежным ужастиком "Крик". Режиссер и продюсер Крейвен создал новый тип маньяка: обычного парня, живущего среди нас, который затаил на Вас зло, или просто ему нечего делать. Несмотря на обилие убийств, трупов, крови, на протяжении все ленты чувствуется дух прикола, подшучивания, откровенного стеба над всем происходящим, а также над фильмами прошлых лет. В общении между собой персонажи "Крика" упоминают десятки фильмов ужасов. Благодаря этому создается ощущение реальности происходящего, но вот страх и ужас пропадают бесследно. За первым фильмом пошла череда продолжений, и в результате получилась качественная трилогия. Единственный БОЛЬШОЙ ее минус - странная неубиваемость главной героини, обычной школьницы, а потом студентки... слишком уж как-то просто она спасается от стольких маньяков, которые с недюжей упорностью убивают всех вокруг... кроме нее!

Снимать такие незамысловатые и не особо страшные подростковые ужастики становится модно: появляются "Я знаю, что вы сделали прошлым летом" (1997) и "Городские легенды" (1998), а также многие другие. Параллельно возвращаются к набитым сюжетам: "Дракула Брэма Стокера" , "Франкенштейн Мери Шелли" и др. Казалось бы эра страшного кино закончилась. Но не тут-то было.

В 1998 году появляется "Ведьма из Блер: курсовая с того света". Этот любительский фильм ждал оглушительный успех в мировом прокате именно потому что он любительский. В сюжете заложены все составляющие сюжета: трое студентов решают снять документальный фильм о легендарной ведьме, якобы жившей когда-то в лесной глуши. Они исчезают бесследно, а через год в чаще находят видеопленку...В картине нет спецэффектов, но есть непреходящее ощущение реальности. От того, что фильм снят как обычное домашнее видео, а операторская работа на дилетантском уровне, многие зрители поверили в то, что все изображенное на пленке - правда. И отчасти они были правы. Поскольку авторы специально постарались приблизить условия съемки к реальности, они научили трех своих актеров пользоваться видеокамерой и отправили их в лес на 8 дней, оставив в заранее оговоренных местах записки с инструкцией, как себя вести, о чем примерно говорить и что снимать. В итоге отснятый материал - чистая импровизация, которую достичь в иной ситуации не смогли бы и профессиональные актеры. Но самое главное: оказаться в глухом лесу ночью один на один с жуткими звуками и собственными нервами - это основной, базовый страх всякого человеческого существа. От этого зрителю становится не по себе, и он начинает разделять ужас заблудившихся в лесу студентов по мере того, как они угадывают присутствие чего-то ужасного и необъяснимого рядом с ними.

В целом, фильмы ужасов конца XX века носили больше развлекательный характер и, за редким исключением, их создатели не ставили своей целью кого-либо напугать.

Кино начала XXI века сильно отличается от снимавшихся ранее картин, причем не всегда в лучшую сторону. Появление новых технологий и развитие компьютерной графики на рубеже веков привело к тому, что зачастую из-за обилия навороченных спецэффектов суть фильма, его сюжетная нить теряется. Примерами таких фильмов служат "Ван-Хельсинг", "Рассвет мертвецов" и др. Подобная прискорбная ситуация наблюдалась лишь в 50х годах.

Однако не все так плохо. Есть фильмы, выделяющиеся на фоне пестрой горы напичканных спецэффектами дорогих картин. Во-первых, это фильм-эксперимент рокера Роба Зомби "Дом 1000 трупов". В картине собраны многие приемы классических фильмов ужасов, что делает ее не сильно страшной, но интересной. Во-вторых, это нашумевший японский фильм "Звонок" и его американский ремейк. Неплохо выглядит и фильм "Страх.ru" =) , с оригинальным сюжетом, напрямую касающимся сети Интернет.

Недавно на экранах снова появился Фредди Крюгер.

В настоящий момент фильмы ужасов находятся в своем развитии, и остается только ждать, когда же бум спецэффектов пройдет, и на мировые экраны выйдут истинные ужасы и страхи человечества...


Похожие материалы


Комментарии


Нет комментариев
avatar

Проверка тиц
Правила чата
Пользователи онлайн
Мини-чат
+Мини-чат
0
Онлайн: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0